Вопросы занятия:

·                   график;

·                   диаграмма.

Современному человеку каждый день приходится воспринимать и обрабатывать большое количество информации. И порой бывает очень сложно быстро и качественно проанализировать много подобной информации, представленной, например, в текстовой форме. На прошлом уроке, мы узнали, что гораздо проще делать это с помощью электронных таблиц. Но иногда приходится работать с массивными таблицами и сделать выводы по ним оказывается также нелёгкой задачей.

Например, шестиклассница Таня решила узнать, сколько дней в учебном году она отдыхает и сколько учится. В каком месяце больше всего учебных дней, а в каком больше всего выходных. Она подготовила таблицу и старательно её заполнила.

И вот что у неё получилось.

Однако, когда она показала свою работу одноклассникам, ребята не впечатлились.

Согласитесь, что сразу же понять данную информацию, проанализировать её и составить представление о количестве выходных и учебных дней будет сложно. Сделать табличную информацию более наглядной и легко доступной помогут графики и диаграммы.

А что представляют собой графики и диаграммы? Давайте разберёмся!

Для того чтобы построить график нужно изобразить две координатные оси под прямым углом друг к другу. Данные координатные оси станут шкалами, на которых мы будем откладывать значения величин.

(На практике мы часто встречаемся с зависимостями между величинами. Например, площадь квадрата зависит от длины его стороны или пройдённый пешеходом путь зависит от его скорости.)

По горизонтальной оси или её ещё называют ось ОХ или ось абсцисс, обычно откладывают значения независимой величины. По вертикальной оси (её называют ось ОУ или ось ординат) – значения зависимой величины. Например, по оси ОХ мы можем отложить месяцы учебного года – это независимая величина, а по оси ОУ дни – это зависимая величина. То есть в зависимости от того какой мы рассматриваем месяц у нас будет изменяться количество дней (учебных или каникулярных).

Далее отметим точки, координатами которых являются табличные данные.

График изображается в виде кривых, точек или и того и другого вместе.

Если в одной системе координат надо изобразить несколько графиков, то удобно для каждого из них выбирать свой цвет изображения.

То есть график – это линия, применяемая для наглядного изображения зависимости одной величины (например, пути) от другой (например, времени).

Давайте посмотрим на график зависимости количества каникулярных дней от месяцев в учебном году.

По данному графику зависимости, мы можем быстро сказать в каком месяце больше всего дней для отдыха, в каком вообще нет, и на какие месяцы выпадает равное количество дней каникул.

Построив график зависимости учебных дней от месяцев учебного года, мы видим, что больше всего учебных дней в сентябре и октябре, а меньше всего в январе.

Теперь разберёмся что же такое диаграммы.

Диаграмма – это графическое изображение информации, предназначенное для сравнения нескольких величин.

Если сравниваемые величины образуют в сумме целое или 100%, то используют круговые диаграммы.

Построим круговую диаграмму «Каникулы».

По данной диаграмме можно сказать, что, даже и без указания чисел, мы можем видеть примерное соотношение рассматриваемых величин, что бывает удобно. То есть, самая большая часть от общего числа дней каникул приходится на январь, а самая маленькая часть соответствует октябрю. Каждый сектор круга соответствует месяцам с определённым количеством каникулярных дней.

Площадь каждого сектора относится к площади всего круга, как количество дней каникул в соответствующем месяце относится к общему числу каникулярных дней.

При построении круговых диаграмм необходимо помнить, что большое количество данных затрудняет восприятие информации, поэтому такие диаграммы не применяются более чем для пяти – шести значений данных.

Так же, при построении круговых диаграмм приходится жертвовать точностью для обеспечения наглядности.

Рассмотрим следующий вид диаграмм.

Показать информацию точно и наглядно позволяют столбчатые диаграммы.

Столбчатые диаграммы – это диаграммы, которые состоят из параллельных прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Каждый столбик показывает один тип качественных данных (например, это выходные и праздничные дни) и привязан к некоторой опорной точке горизонтальной оси – оси категорий.

Построим столбчатую диаграмму выходных и праздничных дней.

В нашем случае опорные точки на оси категорий – это месяцы учебного года. Высота столбцов пропорциональна значениям сравниваемых величин (например, высота столбца «май» будет 12 единиц). Соответствующие значения откладываются по вертикальной оси значений.

По данной диаграмме можно сказать, что в сентябре, октябре и марте одинаковое количество выходных и праздничных дней. В мае больше всего, а в ноябре, декабре и январе меньше всего выходных и праздников.

А сейчас давайте вспомним все, что мы изучили сегодня на уроке:

Графики и диаграммы помогают сделать табличную информацию более наглядной и легко доступной.

График – это линия, применяемая для наглядного изображения зависимости одной какой-либо величины от другой. График изображается с помощью точек, линий или того и другого вместе. График показывает динамику изменения данных.

Диаграмма – это чертёж, показывающий соотношение нескольких величин. В зависимости от цели можно использовать разные типы диаграмм. Например, круговые или столбчатые и т.д.

Для того чтобы закрепить полученные знания давайте перейдём к компьютерному практикуму. Сегодня на практических занятиях мы с вами, с помощью процессора Microsoft Word будем создавать разные виды информационных моделей, то есть графики и диаграммы.

Первое задание группы крови.

В своей рабочей папке открываем папку «Графики и диаграммы», здесь нам нужен документ Группы крови.docx. Откроем его, нажав два раза мышкой.

Теперь нам нужно построить таблицу по данному образцу:

Для этого выбираем вкладку Вставка, далее в группе таблицы выделяем две строки и пять столбцов. Заполним первую строку получившейся таблицы. В первую ячейку записываем название «Группы крови». Во вторую ячейку– первая группа крови, в третью – вторая, в четвертую – третья и в пятую – четвёртая. В первую ячейку второй строки пишем «Доля людей».

Прочтите находящийся в документе текст и занесите в таблицу данные из текста.

Теперь построим круговую диаграмму распределения людей по группам крови. Для этого:

1) выделим таблицу;

2) на вкладке Вставка в группе Текст выберем команду Объект;

3) в окне Вставка объекта выберем тип объекта Диаграмма Microsoft Graph;

4) нам нужен Тип диаграммы – Круговая;

5) задайте заголовок Распределение людей по группам крови;

6) поместите условные обозначения (легенду) внизу диаграммы.

Сохраним документ при помощи вкладки ФайлСохранить как в своей рабочей папке. Указываем путь и задаём имя «Группы крови диаграмма». Нажимаем кнопку сохранить.

Посмотрите на свою диаграмму. По ней наглядно видно, что людей с первой группой крови больше всего, а люди с четвертой группой крови составляют меньшую часть от всего населения мира.

Второе задание практической части урока – запасы древесины.

Открываем в своей рабочей папке текстовый документ Запасы древесины.docx.

Как известно, огромная площадь Российской Федерации покрыта лесами. В таблице приведены данные о площадях, занимаемых основными лесообразующими породами в России.

Аналогично, так же как в первом задании, создадим таблицу и заполним её по данному образцу.

Дополним таблицу строкой, в которую запишем вычисления общей площади наших лесов. Для этого поставим курсор в конце таблицы и нажмём Enter. В первую ячейку получившейся строки запишем Общая площадь, а во вторую посчитаем общую площадь всех пород.

Создадим круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общей площади лесов России». Для этого:

1) выделим необходимую группу смежных ячеек таблицы;

2) выполним построение круговой диаграммы.

Сохраним документ при помощи вкладки ФайлСохранить как в своей рабочей папке. Указываем путь и задаём имя «Запасы древесины диаграмма». Нажимаем кнопку сохранить.

По данной диаграмме можно сказать, что больше всего на территории Российской Федерации лиственницы, а меньше всего сибирской кедровой сосны.

Третье задание наглядное представление процессов изменения величин

Откроем файл Учебный год.docx.

Построим график изменения учебных дней. Для этого:

– выделим ячейки, содержащие количество учебных дней;

– построим диаграмму, имеющую тип График, вид – График с маркерами.

Построим график изменения выходных и праздничных дней.

– выделим ячейки, содержащие количество выходных и праздничных дней;

– построим диаграмму, имеющую тип Гистограмма, вид – Гистограмма с группировками.

Сохраним результат работы в рабочей папке под именем учебный год Диаграмма.

По данным диаграммам отметим, что больше всего мы учимся в сентябре и октябре, а отдыхаем больше всего в мае.

Таким образом, сегодня на уроке мы научились:

– строить круговые, столбчатые и другие диаграммы;

– строить графики;

– представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.

Задание 1

1. Постройте в текстовом процессоре следующую таблицу:

Группы крови

2. Занесите в таблицу информацию, исходя из следующего текста:

Людей с группой крови 0(I) в мире около 46%, с кровью группы А(II) около 34%, группы В(III) приблизительно 17%, а людей с самой редкой группой AB(IV) всего 3%.

3. Постройте круговую диаграмму распределения людей по группам крови. Для этого:

1) выделите таблицу;

 2) на вкладке Вставка в группе Текст выберите команду Объект;

3) в окне Вставка объекта выберите тип объекта Диаграмма Microsoft Graph;

2) выполните команду Вставка – Объект – Диаграмма;

3) следуйте указаниям Мастера диаграмм;

4) выполните команду Тип диаграммы — Круговая;

5) задайте заголовок Распределение людей по группам крови;

6) поместите условные обозначения (легенду) внизу диаграммы.

4. Сохраните результат работы в личной панке под именем Группы_крови.

Запасы древесины

Задание 2

Известно, что значительная площадь Российской Федерации покрыта лесной растительностью. В таблице приведены данные о площадях, занимаемых основными лесообразующими породами в России.

Запасы древесины

1. Воспроизведите имеющуюся таблицу в текстовом процессоре.

2. Дополните таблицу таким образом, чтобы в ней можно было организовать вычисления общей площади наших лесов. Выполните соответствующие вычисления.

3. Создайте круговую диаграмму «Доля пород деревьев в общей площади лесов России». Для этого:

1) выделите необходимую группу смежных ячеек таблицы;

2) выполните построение круговой диаграммы.

4. Сохраните результат работы в личной папке под именем Наш лес.

ФИО
Загрузите работу

Домашнее задание

Страница 116 – 119 задания сделать в тетради

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Страница 79 – 85 читать

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке