Материалы урока
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о русском фольклоре;
· познакомимся с малыми жанрами фольклора;
· вспомним о детском фольклоре.
А чтобы нам не скучно было узнавать о народном творчестве, мы отправимся в гости к Косте и к его дедушке.
Дедушка как раз расположился у телевизора, когда в комнату вошел Костя и поинтересовался:
– Что это ты такое интересное смотришь?
– Выступление фольклорного ансамбля «Ивушка», – ответил дедушка. – Красота!
– Фольклорного? – переспросил Костя с интересом. – А что это такое?
– Это значит народный, – охотно объяснил дедушка. – Будут петь народные песни и танцевать народные танцы.
– Звучит довольно скучно, – протянул недовольно Костя, – Значит, фольклор – это когда собираются люди в старых сарафанах, пляшут под балалайку и хором поют что-то непонятное?
– Не только, не только, – улыбнулся дедушка. – Вот ты, например, любишь сказки? А ведь это тоже фольклор. А анекдоты ты друзьям рассказываешь? И это фольклор!
– Сколько вокруг фольклора, – удивился Костя.
– Более того, – сказал дедушка, – раньше вся жизнь человека была буквально пронизана народным творчеством. И оно было создано не просто так. Фольклор помогал человеку жить.
– Танцы помогали жить?! – удивился мальчик.
– Наверное, лучше я начну с самого начала, – заметил дедушка.
Слово «фольклор» пришло к нам из английского языка и означает «народная мудрость». Почему? А потому что фольклор – это творчество всего народа. К фольклору относятся народные песни, сказки, предания, частушки, анекдоты;
А иногда – даже народная музыка, танцы; народная архитектура, ремёсла, одежда.
Всё это создавалось долгое-долгое время, века, даже тысячелетия, и стало выделять тот или иной народ среди других народов. Сейчас мы можем по костюму, по мелодиям, по изделиям определить, какому народу они принадлежат.
Вот, например, русский народный костюм. А это башкирский. И мордовский.
Вот русская народная песня. А это – татарская. Большая разница, правда?
А почему вообще начал создаваться фольклор?
Первоначально человек видел мир вокруг себя, но не мог его объяснить. Почему времена года сменяют друг друга? Почему один раз с охоты можно принести богатую добычу, а в другой – вернуться с пустыми руками? Почему человек болеет и умирает? Почему не всегда в нужное время идёт дождь или же – напротив – не всегда светит солнце? Почему ночью небо тёмное и усыпано звёздами?
Люди считали, что всем в мире распоряжаются высшие силы, которые могут помочь людям или навредить им.
Именно они, эти силы, насылают голод и болезни, ссоры и войны. Они же могут дать обильный урожай, исцелить, защитить от врага.
Их можно разозлить или задобрить. И люди придумывали способы угодить этим силам, привлечь на помощь себе.
Когда люди бросали в землю зерно, они тоже пели-приговаривали специальные заклинания. Пололи, поливали, собирали урожай – на всё это были свои особые песни и танцы. Рождение человека, вступление в брак, болезнь, выздоровление, успех в делах, смерть – всё это сопровождалось специальными обрядами.
Вот, например, такая песня пелась при прощании невесты с родителями.
Полевая сладка ягодка,
Погости у нас, Натальюшка,
Погости в гостях в остаточке
У родимого у батюшки,
У родимой-то у матушки,
У всего рода-племени.
Рассказы о каких-то событиях, сказки весёлые песенки и обрядовые песни, заговоры и заклинания передавались из уст в уста и постепенно составили то, что мы называем фольклором.
Фольклор – это устное народное творчество.
Свой фольклор существует во всех странах. Но лучше всего мы, конечно, знакомы с русским фольклором. Русский фольклор богат и разнообразен. По нему можно узнать, чем жили наши предки, во что верили, о чём мечтали, чего боялись, что считали важным и нужным, от чего предостерегали своих потомков.
В русском фольклоре мы можем выделить множество жанров.
Жанр – это произведения, имеющие общие признаки и формы.
Всю жизнь русского человека в старину пронизывал труд. Люди трудились в поле, в кузнице, в мастерских и на баржах. А бурлаки даже волочили корабли за собой. И человек, конечно, пел во время своей работы или о ней.
Поэтому в фольклоре появился целый жанр трудовой песни.
Трудовая песня позволяла приободрить рабочего или выплеснуть жалобу на тяжкий труд и усталость.
В чужих людюшках рано будят.
Ой, да на работушку гонят до зари.
Ой, да на тяжёленькую гонят до росы.
Ой, да от работушки рученьки болят.
Болят рученьки, болят плеченьки.
Время года занимало очень большое место в жизни наших предков. Сев и посадка, рост, прополка, сбор урожая, а также самые разные праздники, связанные с временем года – всё это тоже сопровождалось обрядами. Поэтому появился особый календарный фольклор: песни, заговоры, приметы.
На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом
уда жито кустом.
Куда коза рогом
Туда сено стогом.
Но праздники могли быть и не только календарными. Вот, например, свадьба – в Древней Руси этот обряд был гораздо сложнее, чем сейчас!
В нём было очень много этапов. И для каждого этапа: сватовства, обручения, девичника (это праздник в доме невесты в последний день перед свадьбой), прощания с родным домом, родителями – для всего этого были свои свадебные песни.
Вьюн над водой,
Да вьюн над водой,
Ой, да вьюн над водой расстилается.
Жених у ворот,
Ой, да жених у ворот,
Да жених у ворот дожидается.
Обряды могли быть связаны и с проводами человека, который ушёл из жизни. Похоронный обряд при этом тоже был достаточно сложным. Он включал и обряжение покойного в последний путь, и прощание с ним специальными песнями дома, и особые песни-плачи, в которых жалели оставшихся вдову и сирот и желали доброй доли в загробном мире.
Поэтому возник особый похоронный фольклор.
Уж последний я разок тебя да омываю,
Уж последний разок я тебя да снаряжаю,
И последний раз я тебя да одеваю,
Уж черну голову да я тебе зачесаю,
Уж кладу я тебе да в праву руку,
Уж во праву руку да я белой платок,
А во леву руку да я расчёсточку.
В жизни наших предков печальным событием были не только похороны. Человека могли забрать и в рекруты, то есть на военную, многолетнюю (25 лет) службу. Уйти на такую службу – значило все равно что умереть. Потому и возник рекрутский фольклор – это песни, которые выражали тоску уходившего на службу молодого парня, его горе при расставании с родным домом, с близкими, с невестой или молодой женой. А ещё рекрутских песнях отражались и суровые будни солдатской службы, строгая дисциплина, тяжёлое наказание за малейшую провинность.
Как берут меня, доброго молодца, в неволю,
Уж как вяжут добру молодцу белы руки,
Что куют-куют добру молодцу скоры ноги,
Везут-везут добра молодца во город,
Отдают там доброго молодца в царску службу,
Что во ту ли царску службу – во солдаты.
Да, с обрядами было связано огромное количество песен. Но фольклор может быть и прозой. Из уст в уста передавались предания, легенды, бывальщины. В них люди давали своё толкование всему на свете. Почему именно так называется деревня, как появился обряд, откуда взялись озеро или гора в данной местности, какие люди жили здесь изначально…
Предания, легенды и бывальщины относятся к устной прозе.
«Один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нём значилось: “НЕПРАВДОЮ ВЕСЬ СВЕТ ПРОЙДЕШЬ, ДА НАЗАД НЕ ВЕРНЁШЬСЯ”.
Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и изрекла:
– Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн!»
Наши предки в своём творчестве сохранили и историю – особенно историю битв и побед. Русскому народу очень часто приходилось отстаивать свою свободу от самых разных врагов-завоевателей. С разных сторон приходили они на Русь. И тогда поднимался народ на борьбу. Имена самых известных богатырей бережно хранятся в народных сказаниях. О них сложен героический эпос – это стихи, песни героического и исторического содержания, былины.
Ну, и как же не позабавиться? Ни телевизора, ни даже книг у наших предков тогда не было, поэтому фольклор служил и для развлечения. В особенности художественное творчество – баллады, сказки всех видов, частушки. Различные истории рассказывали дома вечерами, в ночном, в пути, на привале. Смешное и страшное, таинственное и загадочное любили как рассказывать, так и слушать.
А на праздниках под удалой весёлый пляс пелись задорные частушки.
Ох, кошка, брысь!
На порог не садись:
А то миленький пойдёт
Спотыкнется – упадет.
Наконец, особое место в фольклоре занимают малые жанры: колыбельные песни, потешки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, игры. Играя с малышом, мать не только забавляла его, но и учила, воспитывала, развивала. «Ладушки-ладушки», – напевала мама, и ребёнок пытался повторить за ней движения, произнести слова.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
О малых жанрах стоит поговорить подробнее.
Эти жанры малы по объёму, но они очень важны. По ним учились говорить, понимать и воспринимать мир, думать, делать выводы. По ним можно было сравнить своё поведение с тем, как следует поступать.
Скороговорки помогали развивать речь.
А загадки тренировали сообразительность.
Воспитательной ролью прославились пословицы. Они хвалили хорошие черты в характерах людей и высмеивали плохие, поощряли к добрым делам. Пословица одной фразой выражала основную мысль поучения – любовь к родине, необходимость труда, верность данному слову.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Глаза боятся, а руки делают.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жить – родине служить.
Не спеши языком – торопись делом.
– Кстати, – прищурился Василий Петрович, – ты ведь сам пользуешься фольклором.
– Я? – удивился Костя. – Когда это?
– Например, вчера, когда вы с другом решали, кто будет играть за гномов, а кто за троллей. И как вы решили спор?
– Считалкой… то есть, это фольклор?! – удивлению Кости не было предела.
Да, это детский фольклор. А ещё дразнилки, страшилки, небылицы, стихотворения и песенки, которые сочиняют дети.
В любой стране дети любят слушать и рассказывать страшные истории, дразнить неумейку и жадину, сочинять небывалые истории, в которых они якобы участвовали.
Жадина-говядина,
Кислая капуста,
Съел мышонка без хвоста
И сказал: «Как вкусно!».
А ещё любят дети пугать друг друга страшилками – жуткими историями, которые чаще всего происходят с такими же мальчиками и девочками, как они сами. Их рассказывают обычно вечером или ночью приглушённым голосом, а концовки, напротив, неожиданно выкрикивают.
«Двое путешественников шли через лес. Вдруг они увидели древний замок. Они взломали дверь и вошли. На втором этаже они разошлись по разным коридорам. Один из них попал в большую комнату с картинами на стенах. Он просмотрел все картины. Подойдя к последней, он закричал и умер. Второй прибежал на помощь, но, взглянув на картину, тоже умер, потому что на картине были нарисованы космические глаза».
– Пойду расскажу кому-нибудь страшилку про Чёрную руку, – тут же загорелся Костя. – Или подразню жадиной-говядиной. Стану ближе к народу благодаря фольклору!
– Совсем необязательно, – мягко заметил дедушка. – Можно, например, использовать пословицы и поговорки. Или сочинить новую загадку или смешной анекдот. Ведь фольклор создаётся и сейчас!
Итак, фольклор – что же мы о нём узнали?