Материалы урока
Сегодня на уроке мы:
· разберём сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»;
· рассмотрим её особенности как волшебной сказки.
А чтобы нам не было скучно, давайте наведаемся к нашим старым знакомым:
дедушке и Косте!
– Может быть, сыграем партию в шахматы? – предложил Костя дедушке.
– Давай, – согласился тот, – вот сейчас дочитаю, и сыграем.
– А что ты читаешь? – спросил внук. – Очередной исторический роман?
– Почти, – ответил дед.
Витя посмотрел на обложку книги и рассмеялся.
– «Русские народные сказки», – прочитал Костя вслух. – С каких это пор сказки стали историческими произведениями?
– На самом деле, сказки – это своеобразные исторические романы, – заметил дедушка, – Только, конечно, очень сжатые.
У нашей страны во все времена было огромное множество врагов. И все эти змеи, и драконы, чудища и идолища, изображённые в сказках – это опоэтизированные народом реальные враги русской земли.
– Неужели это всё враги? – Костя был озадачен.
– Да, – продолжал дедушка. – Ты можешь убедиться в этом сам, если прочтёшь сказку внимательно и вдумчиво. Вот я сейчас как раз дочитываю сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Давай порассуждаем о ней вместе.
– Какая это сказка? – спросил Василий Петрович.
– Волшебная, конечно, – ответил Костя.
– Почему?
– Так в ней сплошное волшебство: многоголовые змеи, один даже с оживляющим огненным пальцем; кони с железными гривами и хвостами, и медной шерстью; одежда, способная разрушить избушку; непробудный сон; волшебные ловушки…
– Правильно, – одобрительно кивнул дедушка. – Это сказка волшебная. Но ведь и «Царевна-лягушка» – тоже волшебная сказка. А схожи ли они?
– Не совсем. В сказке «Царевна-лягушка» чудеса мирные, там даже сражения между Иваном-царевичем и Кащеем Бессмертным нет. А в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» − постоянные сражения, и с каждым разом всё опаснее!
Дело в том, что сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» не просто волшебная, но волшебная героическая. Так называют сказки, в которых герою приходится сражаться за родную землю с теми существами, которые хотят русскую землю захватить, а русских людей уничтожить или покорить.
Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» отвечает всем требованиям героической волшебной сказки. В ней есть зачин, есть развитие сюжета, есть счастливая концовка.
Есть в ней волшебные превращения, существа, предметы… И, конечно, в героической сказке должны быть герои.
Давайте же посмотрим на героев этой сказки!
Главный герой – это Иван-крестьянский сын.
Он не только силён и отважен, но также решителен, умён, ловок. Иван умеет видеть опасность реальную и предвидеть возможную. Побеждает он не только силой и умением, но и хитростью
Иван – образец русского богатыря. Он не сидит без дела в мирное время, а в час беды все силы отдаёт на борьбу с напастью. Он суров с врагами и незлобив с обычными людьми. Иван не осуждает братьев за их лень и беспечность, а просто всё делает сам.
Положительными героями сказки являются также братья Ивана.
Но это уже люди совсем другого склада. Братья – недалёкие, ленивые, самолюбивые. Они настолько уверены в себе, что сначала даже не хотят брать Ивана с собой.
Беспечность братьев поразительна. Они не только проспали «своих» змеев, но из-за них едва не погиб и сам Иван.
Братья ругают Ивана даже после того, как он дважды уничтожил смертельные ловушки. Они совершенно не чувствуют себя виноватыми перед младшим братом.
Но когда они прибегают на помощь брату, то сила их оказывается в сражении решающей: последнего змея братья одолевают втроём.
К положительным героям относятся также родители братьев и старушка, приютившая их на ночь в своём доме. Они являют собой именно тот народ, который добрые молодцы и хотят защитить. А старушка ещё как свидетель злодейств чудища поощряет братьев на бой.
Говоря о братьях Ивана, мы отметили несхожесть их характеров с характером младшего брата. Но при всех своих недостатках они всё же положительные герои. Они покинули родной дом, чтобы спасти родину от опасности, они помогают Ивану в трудную минуту.
А недостатки их для того и описывает сказка, чтобы дать «добрым молодцам урок».
– Вот интересно, – заметил Костя. – В сказке «Царевна-лягушка» главные герои – люди знатные. Царевич, Василиса, Царь… но получается, что волшебная сказка может рассказывать и о подвигах простых людей?
– Верно, – кивнул дедушка. – В этой волшебной героической сказке действуют обычные крестьяне. Так тоже бывает.
С кем же сражаются наши герои?
Ивану и его братьям противостоят чудища, их мать и их жёны.
Обратим внимание: в сказках враг всегда назван «поганым». Этим подчёркивалось, что захватчики были иных верований и иной культуры, не признавали никаких правил поведения. Старики и дети становились их добычей, потому что легче было с ними справиться. Таковы и чудища сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Мы уже говорили, что каждое следующее чудище было страшнее и сильнее предыдущего. Больше становится голов, больше ловкости в бою, меньше уязвимости: у последнего чудовища животворящий огненный палец. С первым Иван справился сравнительно легко. Со вторым ему уже пришлось применить хитрость. А третье чудо-юдо погубило бы богатыря при всей его отваге и силе, если бы не братья.
Этот общий бой и общая победа в сказке описаны не зря. Героические сказки создавались в те времена, когда раздоры между князьями дробили силы русского войска. Врага приходилось встречать одному или двум-трём княжествам. А враг шёл единым огромным войском. И победить его можно было только сообща.
Казалось бы, после победы можно отдыхать, праздновать и вообще расслабиться. Но это далеко не так. Никогда у настоящих богатырей, искренне любящих свою родину, не было покоя. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» показывает это в полной мере. Побеждены змеи, но остались змеихи. И опасность едва ли стала меньше.
Зло открытое и зло тайное – что страшнее? Змеи-чудища шли напролом, грозной силой оружия. Змеихи используют колдовство и готовы погубить исподволь, соблазнив приятной приманкой. Но планы-то одинаковы: погубить богатырей.
Сказка учит своих читателей, что даже после боя нужно всё равно быть осторожным и не поддаваться на вражеские хитрости. Враг хитёр и коварен. Самые заманчивые вещи могут выглядеть вполне правдоподобно, но быть ловушками и нести гибель. Откуда в колодце посреди степи серебряный ковшик? Почему растёт одна, без сада, яблоня с румяными яблочками?
Тут явно какое-то волшебство!
А волшебства в этой сказке – действительно предостаточно. Давайте вспомним несколько моментов…
Братья спят во время боя Ивана с чудищами и ничего не слышат.
Рукавицы и шапка – пусть себе даже латные – способны избу разрушить.
Огненный палец змея приставляет на место отрубленные головы.
Змеихи превращаются по своему желанию в любой предмет.
Змеиха пролизывает 12 железных дверей.
Братья свободно бросают в змеиху по пуду соли (а ведь пуд – это около 16 килограммов). Соль братья достают из заплечных котомок.
– Это похоже на очень фантастику или фэнтези! – с горящими глазами заметил Костя. – Во многих современных книгах и фильмах тоже есть чудовища, герои, магия…
– И корни всего этого уходят в волшебную сказку, – улыбнулся дедушка. – Ведь именно на основе волшебной сказки и появились эти жанры!
– Пожалуй, перечитаю-ка я волшебные сказки на досуге, – решил Костя.
Что же мы должны сегодня запомнить?
Волшебные сказки, в которых герои сражаются за родную землю с какой бы то ни было напастью, называются волшебными героическими сказками.
Волшебные героические сказки – опоэтизированная история нашей страны.
В сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» есть все элементы волшебной сказки.
В этой сказке есть волшебные предметы, превращения и чудеса, волшебные животные и колдуны.