Материалы урока
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое вопросительные предложения?
· Что такое побудительные предложения?
· Каковы их признаки?
Мы помним, что предложения по цели высказывания бывают повествовательными – в них мы сообщаем информацию. Вопросительными – они содержат постановку вопроса. И побудительными – они служат для побуждения к действию.
Сегодня мы познакомимся с вопросительными и побудительными предложениями.
Как мы начинаем беседу?
Часто мы начинаем разговор с вопроса.
«Как твои дела?» – спрашиваем мы у друга. Или интересуемся у одноклассника: «Что нам задали нА дом?» Мы можем полюбопытствовать у знакомого: «Какая сегодня погода?». Или задать подруге вопрос: «Ты выйдешь сегодня на прогулку?»
Задавать все эти и множество других вопросов нам помогают вопросительные предложения. Наверняка вы спросите: «А как же мне узнать, что предложение вопросительное?» А действительно, как? Да очень просто: вопросительное предложение содержит вопрос. В речи мы сразу же слышим вопросительные интонации. На письме в конце такого предложения ставится вопросительный знак.
Зачем нам вопросительные предложения и почему они так важны для нас?
Без таких предложений нам было бы неудобно узнавать информацию.
Чтобы узнать расписание на следующий день, нам пришлось бы обратиться к одноклассникам так: «Я хотел бы узнать, какие у нас завтра уроки». Разве не проще спросить: «Какие у нас завтра уроки?».
Мы можем задавать вопросы обо всем на свете. Например: «Почему ветер дует?», «На каком расстоянии от Земли находится Луна?» «Где обитают слоны?»
Но, конечно, гораздо чаще мы задаём другие, повседневные вопросы: «Как мне решить эту задачу?» «Как пройти в библиотеку?» «Хватит ли мне денег на мороженое?»
Обычно мы ждём ответа на свои вопросы.
И действительно, часто на вопросительное предложение можно ответить.
Ответ может быть, например, положительным или отрицательным.
Посмотрите на такие вопросы.
– Ты подготовился к диктанту?
– Мы пойдём играть в хоккей?
– На улице жарко?
– Ты мечтаешь водить машину?
Конечно, ответить на эти вопросы можно по-разному. Но в большинстве случаев предполагается ответ «да» или «нет».
Но не на все вопросы можно ответить только «да» или «нет». В своей замечательной книге «Рози – моя родня» английский зоолог Джеральд Даррелл приводит пример вот такого забавного диалога, который происходит в суде.
– Лорд Феннелтри, – поспешил заметить сэр Огастес, – я был бы рад, если бы отвечали на мои вопросы только «да» или «нет». Когда вы ввели слона в бальный зал, чем это кончилось?
– На такой вопрос, – сказал лорд Феннелтри, жалобно глядя на судью, – страшно трудно ответить только «да» или «нет». Могу я воспользоваться каким-нибудь другим словом?
– Разумеется, – ответил судья.
Итак, некоторые вопросы все же требуют конкретных ответов.
Вы часто слышите такие вопросы на уроке от учителя. Например:
– Что такое словосочетание?
– Кто сегодня отсутствует?
– Почему вы опоздали на урок?
– Где твой дневник?
Тут уж требуются самые чёткие ответы!
Причём, заметьте: интонация в вопросительных предложениях может быть разной.
Мы можем выделить все предложение.
Например, учитель спрашивает: «Кто хочет ответить?»
Здесь вопрос звучит во всем предложении.
А если вопрос поставлен так: «Кто хочет ответить у доски?»
В вопросе мы можем выделить одно или несколько слов. Чтобы наш собеседник понял вопрос правильно.
Но некоторые вопросы вообще не требуют ответов! Вы имеете полное право спросить с иронией: «Да неужели?!» Вот и получится такой вопрос.
Рассмотрим несколько примеров. Учительница спрашивает: «Когда прекратится этот шум?» Ей ведь совсем не хочется, чтобы вы встали и ответили: «Марья Петровна, шуметь закончим через пять минут!» Она просто хочет, чтобы все успокоились.
«Хороший ученик – внимательный ученик, не так ли?» Это скорее не вопрос, а утверждение. Подразумевается: «Конечно же, так, другого ответа и быть не может!»
«Почему бы нам не выполнить это упражнение?» Этот вопрос тоже не требует ответа. Он просто приглашает нас открыть учебники и выполнить упражнение.
«Как вы думаете, о чём мы поговорим сегодня?» А это очень хитрый вопрос. Ответа он тоже не требует. Зато настраивает вас на внимание, правда?
Вопросы – очень мощный речевой инструмент. Но со всяким инструментом нужно правильно обращаться.
Проведём минутку этикета.
Вы хотите узнать время у случайного прохожего. Каким вопросительным предложением вы воспользуетесь?
Сколько время? Сколько часов? Ни в коем случае!
Правильная форма: «Который час?» А ещё лучше: «Вы не подскажете, который час?»
Не нужно забывать о вежливости. Она должна присутствовать во многих вопросительных предложениях.
Итак, что мы запомним о вопросительных предложениях? Вопросительные предложения содержат вопрос. В конце таких предложений ставится вопросительный знак. Вопросительные предложения не всегда требуют ответа.
В вопросительном предложении мы можем выделить голосом одно или несколько слов – чтобы уточнить вопрос.
Но ведь мы не только задаём вопросы. Мы все время пытаемся заставить других людей что-то сделать.
В раннем детстве, если мы видели у кого-то игрушку – что мы делали первым делом? Кричали: «Дай!»
Родители постоянно обращаются к нам по утрам: «Просыпайся. Поднимайся. Умывайся. Завтракай и собирайся в школу».
Так что мы не понаслышке знаем о побудительных предложениях.
Ну, а в школе…
Кому из вас незнакомы такие примеры?
– Садитесь.
– Прочитайте это правило.
– Запишите домашнее задание.
– Прекрати отвлекаться и шуметь.
Все это – побудительные предложения.
Они очень интересны, потому что побуждение присутствует повсюду! В разных формах.
Составим небольшую памятку этих форм:
Итак, в Побудительных предложениях может быть выражено:
· побуждение,
· приказ,
· просьба,
· призыв,
· предостережение,
· протест,
· приглашение к какой-то совместной деятельности.
Приведём несколько примеров. И для этого рассмотрим несколько всем привычных ситуаций в обыкновенном автобусе.
Итак, мы вошли. Что мы слышим первым делом? «Будьте внимательны и осторожны». Это побудительное предложение. Ведь в нем выражается призыв. А что это за надпись? «К стеклу не прислоняться». Похоже на распоряжение или предостережение.
Вот входят двое друзей. «Помоги мне потренировать собаку!» – это просьба. «Давай пойдём в парк», – это приглашение к совместному действию.
А вот и кондуктор. От него мы слышим ещё одно побудительное предложение: «Пассажиры, оплачивайте проезд!» Кажется, это тоже призыв. А вот этот мальчик, который вошёл в автобус с едой, услышит приказ: «Немедленно выйди или съешь своё мороженое!»
Женщина пострадала от мороженого. Что она скажет? «Только попробуй ещё раз испачкать меня!» Похоже на угрозу.
А вот пожилая женщина просит: «Пожалуйста, мальчик, уступи мне место».
И ещё одна минутка этикета. Наверное, кто-то из вас оказывался в такой ситуации: в автобус заходит пожилой человек. Нужно уступить место. Но как привлечь внимание? «Садитесь?» «Займите место?» «Сядьте, пожалуйста?» Не очень удачно звучит. И пока мы будем придумывать, что сказать – человек уже просто выйдет на своей остановке.
Лучше всего просто сказать: «Присаживайтесь!» Или «Присаживайтесь, пожалуйста!»
И не стесняйтесь. В любом случае, вы проявили себя как воспитанный человек.
Итак, что нам нужно запомнить о побудительных предложениях?
Побудительные предложения содержат побуждение к действию. Такие предложения могут содержать приказ, просьбу, призыв, пожелание и так далее.
Побудительные предложения можно определить по интонации и смыслу.