Материал урока
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Какими бывают второстепенные члены?
· Что такое дополнение?
· Что мы можем рассказать о дополнении?
Мы помним, что предложения бывают нераспространёнными или распространёнными.
В нераспространённых предложениях есть только грамматическая основа. В распространённых предложениях есть второстепенные члены – хотя бы один.
Второстепенные члены служат нам для пояснения.
Ученики слушают. Предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, то есть оно нераспространённое.
Но понятна ли нам ситуация, которая описывается в этом предложении? Нет, не очень понятна.
Рассмотрим подлежащее – ученики. Что за ученики? Это ученики второго класса? Или, может, одиннадцатого? А если это ученики всей школы? Они усталые или радостные? Прилежные? Ещё какие-то? Словом, у нас есть только самая общая информация.
Со сказуемым дела обстоят не лучше.
Слушают.
А кого или что? Учителя? Объяснения? Или, может, музыку? Сказку? Слушают внимательно или не очень?
Опять у нас очень много вариантов.
Значит, давайте внесём в наше предложение ясность при помощи второстепенных членов. Сначала поясним подлежащее: скажем, ученики пятого класса. Уже яснее. Теперь поясним сказуемое. Слушают что? – объяснения.
И мы видим, что второстепенные члены предложения могут пояснять главные члены, то есть подлежащее и сказуемое.
А если мы хотим добавить ещё ясности? Скажем, что ученики пятого класса слушают объяснения – кого? – учителя. Но теперь мы пояснили уже не главный член, а второстепенный. А значит, второстепенные члены предложения могут также пояснять другие второстепенные члены.
Рассмотрим ещё одно предложение.
Сегодня мы смотрели интересный фильм.
Подлежащее – мы. Сказуемое – смотрели. Все остальные члены предложения – второстепенные.
Поставим вопросы. Смотрели – что? – фильм. Этот второстепенный член поясняет сказуемое. Он выражен существительным. Фильм – какой? – интересный. А этот второстепенный член поясняет другой второстепенный член. И выражается прилагательным. Смотрели – когда? – сегодня. Этот второстепенный член тоже поясняет сказуемое, зато отвечает на другой вопрос. Выражается он наречием.
То есть, второстепенные члены не только могут пояснять разные слова. Они отвечают на разные вопросы, у них разные цели и разные средства выражения.
А значит, второстепенные члены могут быть разными.
На самом деле выделяется три вида второстепенных членов предложения.
Это дополнение. Определение. И обстоятельство. У каждого из них свои особенности, и с каждым мы познакомимся.
А пока составим небольшую памятку.
Второстепенные члены могут пояснять главные члены предложения или другие второстепенные члены.
Второстепенные члены предложения – это дополнения, определения и обстоятельства.
И мы поближе познакомимся с одним из второстепенных членов. С дополнением.
Что будет, если на уроке кто-нибудь рассказывает о прочитанном вот так:
Мы читали. Рассказ понравился. Автор повествует…
И дальше – молчание. Обычно учитель вызывает кого-нибудь ещё и просит дополнить.
Дополним эти предложения.
Посмотрите на эти второстепенные члены предложения. Это дополнения. На какие вопросы они отвечают?
Вы, конечно, помните, что есть шесть падежей. Первый и самый главный – именительный.
Остальные падежи – родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Мы называем эти падежи косвенными.
Так вот, именительный падеж используется для подлежащего. Чтобы называть то, о чём говорится в предложении. А куда деваются остальные падежи? Они как раз и переходят к дополнению.
Точнее, не падежи, а их вопросы.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Вспомним их.
Родительный – кого? чего?
Дательный – кому? чему?
Винительный – кого? что?
Творительный – кем? чем?
Предложный – о ком? о чем?
Всё это – вопросы, на которые отвечает дополнение.
А что дополнение может обозначать с такими вопросами?
Конечно, предмет.
Итак, мы выяснили, что дополнение – это второстепенный член предложения.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнение обозначает предмет.
Как вы думаете, а как нужно подчёркивать дополнение?
Подлежащее мы подчёркиваем одной сплошной линией. Дополнение тоже подчёркивается одной линией. Но нужно же как-то различить его с подлежащим. Поэтому линия эта – прерывистая. Как будто ее съела особая грамматическая моль.
Дополнение подчёркивается прерывистой линией.
А чем выражается дополнение? Понаблюдаем за такими простыми диалогами.
В первом предложении-ответе дополнение выражено местоимением, во втором – тоже. А в третьем – существительным.
− Чем вы тут вообще занимались?
− Мы делали уроки!
− Я проводила эксперимент!
− Я играл в войну.
Посмотрите, во всех трёх предложениях дополнение выражается при помощи существительного.
− Угадайте, что я пронёс?
− Я хочу мороженое!
− Ты купил игрушки?
− Не забудь обо мне!
И опять наши дополнения выражены существительными и местоимением.
А значит, дополнение обычно выражается существительными и местоимениями.
Рассмотрим такое предложение.
Друг дедушки нарисовал мне пейзаж акварелью.
Кто? – друг. Это подлежащее. Друг что сделал? – нарисовал. Это сказуемое.
Друг кого? – дедушки. Это дополнение, выраженное существительным.
Нарисовал кому? – мне. Это дополнение, выраженное местоимением.
Нарисовал что? – пейзаж. Дополнение выражено существительным.
Нарисовал чем? – акварелью. Дополнение выражено существительным.
А теперь внимание! Нужно различать в предложениях именительный и винительный падежи. Ведь их окончания иногда совпадают.
Ночь сменяет день.
Дочь видит печь.
Зерно ест мышь.
Как мы определим, где подлежащее, а где дополнение?
Ночь сменяет день.
Допустим, что ночь – это подлежащее, а день – дополнение.
Ночь и правда приходит вслед за днём.
А если подлежащее – день, а дополнение – ночь?
Смысл предложения не особенно изменился. Ведь и день может приходить за ночью.
То есть, подлежащим может быть ночь и день.
В таких предложениях подлежащим считается то слово, которое идёт первым. У нас это слово ночь.
Дочь видит печь. Предположим, что подлежащее – дочь. Может ли девочка видеть печь? Может, все правильно.
А если мы предположим, что дочь – это дополнение, а печь – подлежащее? Нет, получается что-то странное. У печи ведь нет глаз. Такое бывает разве что в сказках.
В некоторых предложениях подлежащее можно определить по значению. Действие выполняет дочь. Печь – это дополнение, первый вариант правильный.
Зерно ест мышь.
Первым стоит слово зерно. Но если мы посчитаем его подлежащим… То получается, что зерно кусается! Ещё и мышей ест. Нет, это совсем уже странно.
А вот если подлежащее – мышь, а зерно – это дополнение, то все правильно. Мышь питается зерном.
Здесь мы тоже определяем, где подлежащее, по значению.
Итак, что мы должны запомнить на сегодняшнем уроке?
Дополнение – второстепенный член предложения.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнение обозначает предмет.
Подчёркивается дополнение прерывистой линией.
Выражается оно обычно существительным или местоимением.