Вопросы занятия:

·                   схемы;

·                   применение схем при решении задач.

На прошлом уроке мы узнали, что для того чтобы облегчить восприятие массивной однотипной информации используют графики и диаграммы, которые помогают сделать информацию более наглядной и легкодоступной.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое схемы и где они могут использоваться.

Рассмотрим такую ситуацию:

Шестиклассники решили пойти в кино. Ребята выбрали новый кинотеатр, но, к сожалению, никто, из них не знает, где он находится. Чтобы узнать, как проехать к кинотеатру, шестиклассники воспользовались схемой проезда в метро.

В кинотеатре, они хотели выбрать лучшие места, для этого ребята воспользовались схемой расположения мест в зрительном зале.

Вы заметили, что каждый день нам необходимо обращаться к множеству различных схем.

Схема – это изображение объекта в общих чертах с помощью условных обозначений.

Например, представление о том, как добраться до Красной площади можно получить по карте Москвы.

В любой школе на каждом этаже вы найдёте план эвакуации в случае пожарной опасности, который помогает быстро сориентироваться в направлении выхода.

Все мы пользуемся интернетом. А как компьютеры подключены, можно увидеть на схеме.

 

Географическая карта также является схемой расположения, например, городов, дорог, рек и многого другого.

При сборке любого электроприбора не обойтись без электросхемы.

И даже для того чтобы связать красивую салфетку нужно пользоваться схемой.

Все эти схемы являются уменьшенными информационными моделями внешнего вида различных объектов. Они дают возможность каждому человеку выбрать подходящий маршрут, или оценить расположение кабинетов и выходов в школе, разработать маршрут путешествия. Во всех этих моделях соблюдается масштаб, а в географических картах ещё и ориентации со сторонами света. Но, несмотря на то, что эти информационные модели очень точные, получить более конкретные данные по ним нельзя, например, какие памятники расположены на станции метро, или сколько парт в учебном кабинете.

Схема – это информационная модель, в которой с помощью особых приёмов и географических обозначений выделяется один или несколько признаков рассматриваемого объекта.

Давайте рассмотрим ситуации, в которых каждый шестиклассник в школе пользуется схемами:

На уроках русского языка: по представленной схеме (подлежащее – сказуемое — подлежащее) нужно составить предложение. Например, такое: шестиклассники идут в кино и учитель тоже.

На уроках технологии: по данным схемам нужно вырезать снежинки для украшения кабинета к новогодним праздникам.

На уроке географии: отметить на контурной карте озеро Байкал.

На уроках математики: решать задачи с помощью схем.

Давайте рассмотрим, как с помощью схем можно решать задачи.

В шестом классе учатся Таня, Платон и Маша. Они занимаются в школьных кружках: в художественном, театральном и пения. У каждого из них есть домашнее животное: кошка, собака и попугай.

Известно, что:

1.      У имени школьника, названия одного из кружков и домашнего животного совпадают первые буквы.

2.      Таня не художник.

3.      У Маши нет собаки.

Решение данной задачи изобразим с помощью схемы.

Из условия 1 следует, что у Платона есть попугай и он занимается пением.

По условию 2 Таня не художник, следовательно, Таня занимается в театральном кружке.

Из третьего условия мы знаем, что у Маши нет собаки, значит у Маши кошка.

Таким образом, по схеме видно, что осталось соединить Машу и художественный кружок, а у Тани домашнее животное – собака.

Итак, Платон посещает кружок пения и у него попугай. Маша занимается в художественном кружке и у неё кошка. Таня ходит в театральный кружок и дома у неё собака.

Рассмотрим ещё одну задачу, для решения которой удобно изобразить схему.

100 ребят из шестых классов участвовали в опросе, в ходе которого выяснялось, какие фильмы им нравятся больше всего: боевики, исторические или комедии.

По результатам оказалось:

•                    30 ребят любят боевики;

•                    28-исторические;

•                    42 — комедии.

•                    8 ребят любят и боевики, и исторические фильмы;

•                    10 — боевики и комедии;

•                    5 — исторические и комедии;

•                    3 сказали, что любят все три жанра.

Сколько ребят сказали, что любят смотреть другие жанры фильмов?

Выразим условие задачи графически. Обозначим кругом тех, кто любит боевики, другим кругом – тех, кто любит исторические фильмы и третьим кругом – тех, кто любит комедии.

Все три жанра любят 3 школьника, значит, в общую часть кругов запишем число 3.

Боевики и комедии любят 10 человек, но 3 из них любят ещё и исторические. Значит, только боевики и комедии любят 10 – 3 = 7 человек.

Записываем в общую часть кругов боевиков и комедий цифру 7.

Боевики и исторические любят смотреть 8 ребят, но 3 из них любят ещё и комедии. Значит, только боевики и исторические любят 8 – 3 = 5 шестиклассников.

Запишем в общую часть кругов боевиков и исторических фильмов число 5.

Аналогично, исторические фильмы и комедии любят 5 человек, но трое из них любят ещё и боевики. Значит, только исторические фильмы и комедии любят 5 – 3 = 2 человека.

Записываем в общую часть исторического и комедийного кругов цифру 2.

Известно, что боевики любят 30 ребят, но 5+3+7 =15 из них любят и другие фильмы, значит, боевики любят 30 – 15 = 15 шестиклассников. Запишем число 15 в круг боевиков.

Исторические любят 28 ребят, но 5+3+2 = 10 из них любят и боевики, и комедии, следовательно, 28 – 10 = 18 ребят любят только исторические фильмы. Запишем число 18 в исторический круг.

Аналогично, комедии любят 42 школьника, но 7+3+2 = 12 из них любят и боевики, и исторические фильмы, следовательно, 42 – 12 = 30 ребят любят только комедийные фильмы. Запишем число 30 в круг комедий.

По условию в опросе участвовало 100 шестиклассников, из них 15+18+30+5+2+7+3 = 80 любят хотя бы один из предложенных жанров.

Следовательно, 100 – 80 = 20 ребят любят смотреть другие жанры фильмов.

Для решения данных задач очень удобным и наглядным было построение схем. Схемы облегчают размышления над решением, и ответ становится очевидным.

А сейчас давайте вспомним все, что мы изучили сегодня на уроке:

Схема – это информационная модель, в которой с помощью особых приёмов и географических обозначений выделяется один или несколько признаков рассматриваемого объекта.

Каждый день мы пользуемся множеством разнообразных схем, необходимых для облегчения жизни.

Для решения задач очень удобным и наглядным является построение схем.

1. Откройте файл Солнечная система.dос (Солнечная система.оdt) из папки Заготовки.

Солнечная система

 2. На основании имеющейся информации с помощью инструмента Надпись  укажите на схеме положение планет. Для этого:

1) на вкладке Вставка в группе Текст выберите инструмент Надпись;

2) выполните команду Нарисовать надпись — указатель мыши примет форму +;

3) для вставки надписи стандартного размера щёлкните в документе;

4) для изменения размеров надписи используйте перетаскивание;

5) перетащите надпись на нужное место;

6) если надпись окружена рамкой, то уберите рамку с помощью контекстного меню (Формат надписи — Цвета и линии — Нет линии).

 2. На основании имеющейся информации с помощью инструмента Текст  укажите на схеме положение планет. Для этого:

1) на панели инструментов Рисование нажмите кнопку Текст;

2) переместите курсор при нажатой кнопке мыши до получения текстового поля требуемого размера в любом месте документа, а затем введите или вставьте текст;

3) перетащите надпись на нужное место;

4) если надпись окружена рамкой, то уберите рамку с помощью контекстного меню (Линия — Стиль — Невидимая).

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Солнечная система1.

Поездка в автобусе

Задание 2

1. Откройте файл Поездка.dос (Поездка.odt) из папки Заготовки:

Поездка в автобусе

2. Дорисуйте схему отношений при поездке в автобусе. На линиях, обозначающих отношения, подпишите их названия (с помощью глаголов).

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Поездка1.

Круговорот воды в природе

Задание 3

1. Будем считать, что круговорот воды в природе обеспечивается взаимодействием следующих объектов: водоёмов (океаны, моря, озёра, водохранилища, пруды и пр.), рек, подземных вод, атмосферы, облаков, почвы, растений.

2. Представьте круговорот воды в природе в виде графа (семантической сети), в которой вершинами являются перечисленные объекты, а дугами — отношения между ними, обеспечивающие движение воды.

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Круговорот.

ФИО
Загрузите работу

Домашнее задание

Страница 127 — 135 задания сделать в тетради

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке

Страница 89 — 94 читать

Загрузчик Загрузка...
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке