Материалы урока
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое обстоятельство?
· Для чего нам обстоятельство?
· Чем выражается обстоятельство?
Мы помним, что в предложении есть второстепенные члены. Второстепенные члены – это дополнение, определение, обстоятельство.
Мы уже познакомились с дополнением и определением. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Определение отвечает на вопросы какой? чей?
Нас всегда интересуют обстоятельства того, что случилось.
Если мы слышим: «Человек шёл», − у нас сразу возникает масса вопросов. Где это происходило? Откуда он шёл? Куда следовал? Когда это все происходило? Почему он куда-то шёл? И зачем он туда шёл?
Основную информацию мы сообщили с помощью подлежащего и сказуемого. А вот обстоятельства того, что случаются мы сообщим… правильно, с помощью обстоятельства.
То есть, с помощью второстепенного члена предложения, который так называется.
Давайте добавим несколько обстоятельств к этому предложению.
Человек шёл с работы.
Мы ставим вопрос «откуда?»
Человек шёл – куда? – домой.
Человек шёл – когда? – вечером.
Вечером человек шёл с работы домой.
В этом предложении три обстоятельства.
На самом деле, обстоятельство немного похоже на часового. Оно стоит в предложении на страже и обращается к каждому действию или явлению: «Стой! Кто идет? Откуда-куда-зачем?»
Но, конечно, у обстоятельства гораздо больше вопросов.
Что же оно обозначает и на какие вопросы отвечает? Выясним это, проследив за небольшими диалогами.
Обстоятельство может обозначать место совершения действия. Тогда оно отвечает на вопросы где? куда? откуда?
Но обстоятельство может обозначать и время. Тогда оно отвечает на вопрос когда?
Обстоятельства могут обозначать также причину и цель. Тогда они отвечают на вопросы почему? или зачем?
Обстоятельства также обозначают способ совершения действия. Тогда они отвечают на вопрос как?
Итак, мы выяснили, что обстоятельство – это второстепенный член предложения.
Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как?
Обстоятельство обозначает место, время, причину, способ совершения действия.
А теперь вернёмся к уже знакомому нам предложению.
Вечером человек шёл с работы домой.
Нужно как-то отметить, что в предложении есть обстоятельства.
Но как же их подчеркнуть?
Можно взять прерывистую линию. Но так подчёркивается дополнение!
Значит, нужно немного изменить прерывистую линию. Например, добавить точек между штрихами.
Получилась особенная линия. Теперь мы можем подчеркнуть ей наши обстоятельства.
И запомнить, что обстоятельство подчёркивается прерывистой линией с точками.
А чем выражается обстоятельство?
Рассмотрим ещё несколько предложений.
Сегодня мы попутешествуем. Когда? – сегодня. Это обстоятельство. И выражено оно наречием.
Солнце светит ярко. Как – ярко? Обстоятельство обозначает способ совершения действия. И выражается тоже наречием.
Автобус едет быстро. Как? – быстро. Быстро – это обстоятельство, обозначает способ совершения действия. Это обстоятельство тоже выражено наречием.
Очень часто обстоятельства выражаются наречиями.
А это шоссе к аэропорту. Семья Тапкиных ждёт свой автобус.
Вся семья стоит на остановке. Стоит – где? – на остановке. Это обстоятельство обозначает место. И выражается существительным с предлогом.
Этой семье нужно попасть в аэропорт. Они приехали из Вологды. Откуда? – из Вологды. В этом предложении обстоятельство тоже обозначает место совершения действия. И выражено оно существительным с предлогом.
Семья торопится на самолёт. Ведь Тапкины летят в Грецию.
Куда? – в Грецию. Обстоятельство в этом предложении обозначает место совершения действия и выражается существительным с предлогом.
А значит, обстоятельство может выражаться существительным с предлогом.
Но вот и Греция!
Тапкины приехали сюда ради отдыха.
Зачем? С какой целью? Ради отдыха. Это обстоятельство, и оно выражается существительным с предлогом.
Но первым делом семья идёт на экскурсию.
Идёт – куда? – на экскурсию. Обстоятельство снова выражается существительным с предлогом.
Все довольны. Дети весело переговариваются. Переговариваются – как? – весело. Обстоятельство выражено наречием.
Какой вывод мы можем сделать?
Обстоятельства обычно выражаются наречиями и существительными.
Что же мы запомним на сегодняшнем уроке?
Обстоятельство – это второстепенный член предложения.
Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как?
Обстоятельство обозначает место, время, причину, способ совершения действия.
Обстоятельство обычно выражается наречием или формой существительного.
И теперь самое время обобщить все, что мы узнали о второстепенных членах предложения!
Напоследок давайте составим предложение, в котором будут все три второстепенных члена!
Прилежные ученики внимательно слушали учителя.