Материалы урока

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                   Что такое однородные члены?

·                   Какие члены могут быть однородными?

·                   Каковы признаки однородных членов предложения?

И сначала мы послушаем стихотворение и кое с кем познакомимся.

Ну что ж! Познакомьтесь – Тарелочкин Сеня.

На веник наш Сеня глядит с опасеньем.

Придумал уборки блестящий он план:

Ненужное всё запихать за диван!

Вот папа. Заходит он в комнату к сыну.

Вот чистую комнату взглядом окинул.

Вот швабру он взял: он не терпит обмана.

И стал выяснять: есть ли что за диваном?

Нашёл за диваном:  столовую ложку,

Две гири, сапог,  удивлённую кошку,

Какой-то учебник, букетик цветов,

Семью разноцветных дырявых носков…

Вот мяч баскетбольный. Он катится на пол.

Задумался Сеня.  Нахмурился папа.

На этом моменте закончим веселье.

Так что за диваном лежало у Сени?!

Давайте составим список того, что там лежало.

Каждый раз перед тем как добавить очередной предмет в список – мы задавали себе один и тот же вопрос: «Так что же там лежало?»

А значит, все эти существительные отвечают на один и тот же вопрос.

Подтвердим это. Составим с каждым словом предложение.

За диваном лежала ложка.

За диваном лежали гири.

За диваном лежал сапог.

За диваном лежала кошка.

И так далее.

Что же мы видим? Все эти существительные отвечают на вопрос что? И они являются подлежащими в предложениях.

Правда, слово «кошка» отвечает на вопрос «кто?» но это все равно вопрос именительного падежа.

То есть, все эти существительные отвечают на вопросы именительного падежа и являются подлежащими.

А что будет, если в одном предложении мы объединим несколько таких слов?

За диваном лежали ложка, гири, сапог, кошка и букет.

Все наши слова по-прежнему отвечают на те же вопросы. И по-прежнему являются подлежащими.

Эти подлежащие мы произносим с интонацией перечисления.

Мы называем такие члены предложения однородными.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения выполняют в предложении одну и ту же функцию.

Почему мы говорим именно «однородные члены»?

Одно из значений слова «однородный» − это относящийся к тому же виду, одинаковый.

Однородные члены – это явление синтаксиса. Так называются именно члены предложения, которые проявляют определённое сходство.

Какое сходство – об этом мы обязательно поговорим. А пока что – как вы думаете, какие члены предложения могут быть однородными?

Конечно, подлежащие. Мы уже встретились с таким предложением. Составим еще одно.

Саша, Маша и Наташа вошли в класс.

В этом предложении три подлежащих. Кто? – Саша. Кто? – Маша. Кто? – Наташа. Отвечают они на одинаковые вопросы.

Мы можем даже нарисовать схему однородных членов предложения.

Обозначим наши однородные члены вот такими кругами.

Внутри каждого круга нарисуем знак подлежащего.

И не забудем, что между первым и вторым однородным членом стоит запятая. Ее надо отметить.

Отметим также союз «и».

А сказуемые могут быть однородными? Конечно, могут.

В классе мы читали, писали, рисовали.

Три слова – читалиписали и рисовали – являются сказуемыми. Они отвечают на вопрос что делали? Это однородные сказуемые. Мы можем изобразить их на схеме: обозначим каждое слово кружочком. В каждом круге нарисуем линии, которыми подчёркиваем сказуемое. И не забудем поставить знаки препинания.

В предложении могут быть не только главные члены, но и второстепенные. Посмотрим, могут ли быть однородными дополнения.

Мы рисовали карандашами, фломастерами и красками.

Рисовали – чем? – карандашами, чем? – фломастерами, чем? – красками. Эти три слова – однородные дополнения.

Нарисуем схему однородных членов. Не забываем, что в схеме обозначаются знаки препинания и союзы.

Определения тоже могут быть однородными. С такими примерами мы встречаемся часто.

На рисунке были синие, красные, зелёные стрелки.

Стрелки какие? –  синие, какие? – красные, какие? −зелёные. Эти слова отвечают на один и тот же вопрос. Это однородные определения.

Нарисуем схему однородных членов предложения. Волнистыми линиями обозначим, что перед нами именно определения.

Поставим в схеме запятые там же, где они стоят в предложении.

А чем обстоятельство хуже остальных членов предложения? Обстоятельства тоже могут быть однородными.

Мы учимся в школе осенью, зимой и весной.

Три слова: осеньюзимой и весной – будут отвечать на один вопрос: когда?

Значит, перед нами однородные обстоятельства.

Нарисуем схему однородных членов предложения. Не забываем про линию подчёркивания внутри каждого круга. И про знаки препинания с союзами.

Итак, однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

И у всех однородных членов предложения есть ещё один признак.

Посмотрите на наше предложение с однородными подлежащими: Саша, Маша и Наташа вошли в класс.

У всех подлежащих – общее сказуемое вошли.

Точно так же и в предложении с однородными сказуемыми. Здесь у всех сказуемых – одно подлежащее, мы.

То есть, все они относятся к одному слову!

Однородные члены предложения относятся к одному слову.

Ещё легче это проследить на примерах с однородными дополнениями, определениями или обстоятельствами.

Очень хорошо видно, что вопросы мы каждый раз ставили от одного слова.

Но при этом сами однородные члены предложения между собой никак не связаны. Мы не можем поставить от одного однородного члена вопрос к другому. Мы просто произносим их с интонацией перечисления.

Дополним свою памятку несколькими пунктами.

Мы узнали, что однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения.

Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

А вот между собой однородные члены никак не связаны.

А теперь – внимание! Не забывайте, что однородные – не значит одного рода. Однородными членами могут стать слова и разного рода, и разного числа.

Мы поймали синицу и воробья.

Синица – существительное женского рода. А воробей – мужского. Но в предложении эти слова – однородные члены, ведь они отвечают на один вопрос – кого? – и относятся к одному слову «поймали».

Ученица и ученик делают задание.

Ученица – существительное женского рода, ученик – мужского. В предложении это однородные подлежащие.

Коля взял кисточку и краски.

Кисточка – существительное единственного числа, а краски – множественного. Но в предложении это однородные дополнения.

Род и число существительных не имеют значения.

Более того – однородные члены не всегда относятся к одной части речи! Конечно, прежде всего, мы говорим о местоимениях.

Он и друг отправились в поход.

Он – это местоимение. Друг – это существительное. Эти слова являются однородными подлежащими, потому что отвечают на один вопрос и относятся к одному сказуемому.

Учитель вызвал к доске меня и Юлю.

Меня – это местоимение, Юлю – существительное. Это однородные дополнения, потому что отвечают на вопрос «кого?» и относятся к сказуемому «вызвал».

Нужно также помнить, что к каждому однородному члену предложения могут относиться другие второстепенные члены.

Коля взял кисточку и краски. В предложении – два однородных дополнения. Давайте придумаем определение к каждому дополнению.

Коля взял кисточку – какую? – тонкую.

Краски – какие? – акварельные. Или краски – чьи? – своей сестры.

При однородных членах бывает много других второстепенных членов. Это может нас запутать.

Вспомним строки из нашего стихотворения!

Нашёл за диваном: столовую ложку,

Гири, сапог, удивлённую кошку,

Какой-то учебник, букетик цветов…

И так далее.

У многих однородных членов здесь есть зависимые слова.

У нас могут возникнуть трудности с такими предложениями.

И поэтому вот что нам нужно твёрдо запомнить:

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения.

Однородными могут быть главные и второстепенные члены.

Между собой однородные члены никак не связаны.