Материалы урока
На прошлом занятии мы узнали, что человек лучше запоминает ту информацию, которая представлена ему наглядно, с помощью схем, чертежей, рисунков и фотографий. А на сегодняшнем занятии мы познакомимся ещё с одним видом наглядного представления информации – с диаграммами. Диаграммы используются для наглядного представления числовых данных. Рассмотрим это на примере.
Средняя продолжительность жизни оленя 20 лет, зайца – 5 лет, волка – 10 лет, тигра – 15 лет, бурого медведя – 30 лет, среднеазиатской черепахи – 50 лет.
Представим эти данные в виде диаграммы. На вертикальной оси будем отмечать названия животных, а на горизонтальной оси – их среднюю продолжительность жизни. Для отображения одного года жизни возьмём расстояние 1 миллиметр. С помощью карандаша и линейки начертим шесть горизонтальных отрезков длинами 20, 5, 10, 15, 30 и 50 миллиметров соответственно. Так как данные представлены в виде линий, то такая диаграмма называется линейная.
А сейчас построим столбчатую диаграмму. Длины будем отмечать на вертикальной оси, а названия животных на горизонтальной. Вместо отрезков нарисуем прямоугольники (столбики). Их высоты соответствуют числам 20, 5, 10, 15, 30 и 50 миллиметров.
Такая диаграмма более наглядна. А если диаграмму дополнить рисунками, то она надолго останется в нашей памяти.
С помощью такого наглядного представления числовых данных мы без труда сможем определить:
· животное с самой длительной продолжительностью жизни (черепаха);
· животное с самой короткой продолжительностью жизни (заяц).
Такие диаграммы мы можем построить не только с помощью карандаша и линейки у себя в тетрадке, но и при помощи компьютера в текстовом редакторе.
Откроем тестовый редактор Microsoft Word. Для этого выбираем меню «Пуск», «Все программы», «Microsoft Office», «Microsoft Word».
Создадим таблицу, состоящую из 7 строк и 2 столбцов. Запишем названия столбцов: река и длина в километрах. Заполним таблицу следующими данными о реках:
Река | Длина (км) |
Обь | 3650 |
Амур | 2824 |
Лена | 4400 |
Енисей | 3487 |
Иртыш | 4248 |
Волга | 3551 |
Выделим таблицу и на вкладке «Вставка» в группе «Иллюстрации» выберем команду «Диаграмма». Появилась столбчатая диаграмма, показывающая длину перечисленных рек, а также ещё одна таблица с исходными данными. Выполним команду «Диаграмма» – «Параметры диаграммы». Открылось диалоговое окно. Выбираем закладку «Заголовки», в соответствующее поле ввода введём название диаграммы: «Длины рек». На вкладке «Легенда» установим флажок «Добавить легенду» и активизируем переключатель, располагающий легенду снизу. Нажмём кнопку «OK». Установим указатель мыши вне области диаграммы и таблицы с данными и выполним щелчок левой кнопкой мыши. Сохраним файл в личной папке под именем «Длины рек».
Перейдём к следующему заданию. В текстовом редакторе составим таблицу размером 2 на 6 со сведениями о площадях, занимаемых определёнными сельскохозяйственными культурами.
Сельско-хозяйственная культура | Пшеница | Кукуруза | Свёкла | Ячмень | Рожь |
Занимаемая площадь (Га) | 150 | 30 | 8 | 115 | 50 |
Постоим столбчатую диаграмму. Для этого выделяем таблицу, нажимаем «Вставка», на вкладке «Иллюстрации» выбираем «Диаграмма».
Выделим таблицу и нажмём на кнопку «Добавить диаграмму». Появилась ещё одна диаграмма. В меню «Диаграмма» выполним команду «Тип диаграммы» – «Круговая». Снова зайдём в меню «Диаграмма» и выполним команду «Параметры диаграммы». В открывшемся окне выбираем вкладку «Подписи данных», в группе «Подписи данных» активизируем переключатель «Доля». Посмотрите, такая диаграмма более наглядна и на ней лучше видны площади, занимаемые культурами.
Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одним видом наглядного представления информации – с диаграммами.
Научились строить линейные и столбчатые диаграммы с помощью карандаша и линейки. Узнали, как создавать столбчатые и круговые диаграммы с помощью компьютера в текстовом редакторе.
Задания на странице 99 – 101