Материалы урока
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое словосочетания?
· Каковы признаки словосочетания?
· Как образуются словосочетания?
Нам постоянно нужно называть предметы и явления. Все, что мы видим и все, что с нами происходит. Как мы объясним, что изображено на картинках?
Мы воспользуемся словами.
Кот. Дождь. Ответ.
Но иногда слов недостаточно. Если мы вдруг услышим просто «кот» – что мы представим? Самых разных котов: маленьких и больших, толстых и спящих…
И поэтому часто нам приходится высказываться более точно.
Чёрный кот.
Сильный дождь.
Ответ у доски.
Здесь для того, чтобы назвать предметы и явления, мы воспользовались уже не отдельными словами. Мы использовали словосочетания.
Так зачем же нам нужны словосочетания?
С их помощью мы можем более точно называть предметы.
Это пирожное. Уточним – какое это пирожное? Вкусное пирожное.
Это лист. Уточним – лист какой? чего? Лист дерева.
Это сундук. Уточним, с чем этот сундук. Сундук с золотом.
Словосочетания позволяют нам более точно называть не только предметы, но и явления.
Это снег. Какой снег? Пушистый снег.
Удивление. Какое удивление? Сильное удивление.
Поездка. Какая поездка? куда? Например, мы можем сказать «поездка в город».
При помощи словосочетаний мы также можем более точно называть действия.
Учиться. Учиться можно как? Учиться прилежно.
Лететь. Лететь где? в чём? Лететь в самолёте.
Поздравить. Поздравить с чем? С праздником.
Давайте попробуем дать определение. Что такое словосочетание?
Словосочетание – это два слова и более. Слова в словосочетании связаны по смыслу.
Словосочетания позволяют нам более точно назвать предмет, действие, явление.
Давайте рассмотрим наше определение немного подробнее. Мы сказали, что словосочетание – это два слова и более. Почему так?
Дело в том, что в словосочетании должно быть как минимум два самостоятельных слова.
Например. Карта – это просто слово. Карта какая? – старая. Теперь это словосочетание.
Мальчик – какой? – маленький.
Тетрадь – чья? – моя.
Во всех наших словосочетаниях по два слова.
Как вы думаете, мы можем ещё дополнить информацию? Назвать эти предметы ещё более точно?
Конечно, можем. Но тогда в наших словосочетаниях будет три и более слова.
это карта – чего? – карта сокровищ. Старая карта сокровищ. В словосочетании три слова.
маленький мальчик находится где? на чём? – на пляже. Маленький мальчик на пляже.
В этом словосочетании три самостоятельных слова. И ещё предлог.
моя тетрадь – по какому предмету? по чему? по русскому языку.
Моя тетрадь по русскому языку. В этом словосочетании четыре самостоятельных слова. И ещё предлог.
И вот мы многое узнали. И можем радостно сказать: вот какие словосочетания у меня есть! Красно-жёлтый, брат и сестра, перед домом…
Не ошибитесь. Это никакие не словосочетания. Красно-жёлтый – это вообще одно слово, которое пишется через дефис. Брат и сестра – два названия. А где же уточняющая информация? Перед – это предлог, а не самостоятельное слово.
Кроме того, нужно обязательно помнить, что в словосочетании слова связаны по смыслу.
В чём это выражается?
Каждое словосочетание, вне зависимости от того, сколько в нём слов, состоит из двух частей.
Рассмотрим словосочетание «чёрный кот». Помните, как мы его составляли? Сначала взяли существительное «кот». Потом добавили прилагательное чёрный.
То есть, сначала мы сообщили самую главную информацию.
И поэтому кот – это главное слово.
А уже потом эту информацию уточнили. Назвали цвет кота: чёрный.
И поэтому чёрный – это зависимое слово.
Итак, в каждом словосочетании есть главная часть и зависимая часть.
Главное слово в словосочетании обозначается крестиком над ним.
Зависимое слово связывается с главным по смыслу. Как вы думаете, как можно выразить эту связь? Очень просто. От главного слова к зависимому ставится вопрос.
кот – какой? – чёрный.
И мы можем дополнить наше определение этой важной информацией.
В словосочетании есть главная и зависимая части.
От главного слова к зависимому ставится вопрос.
Давайте немного потренируемся.
Но что же нам делать, если в словосочетании больше двух слов?
Рассмотрим словосочетание старая карта сокровищ.
Какая информация самая главная? Название предмета – карта. Карта – это главное слово. Значит, остальные слова – это зависимая часть словосочетания. Поставим вопросы от главного слова к зависимым.
Карта – какая? – старая.
Карта – чего? – сокровищ.
Рассмотрим более сложный пример.
Описание удивительных приключений.
Главное слово – название явления: описание.
Значит, остальная часть словосочетания – зависимая.
Поставим вопросы. Описание – чего? – приключений. Второй вопрос мы поставим уже от слова «приключений». Приключений – каких? – удивительных.
А теперь давайте немного поразмышляем. Слова в словосочетаниях связаны только по смыслу?
Рассмотрим три словосочетания: чёрный кот, чёрная кошка и черные кошки.
Каждое наше словосочетание состоит из прилагательного и существительного. Причём, существительное является главным словом. В первом словосочетании главное слово мужского рода, во втором – женского, в третьем – женского рода и множественного числа. И каждый раз прилагательные подстраиваются под существительные: чёрный, чёрная, черные. А значит, между главным и зависимым словом есть и грамматическая связь.
Как она выражается? Посмотрите на окончания зависимых слов. Связь выражается при помощи окончаний.
Итак, нам требуется запомнить следующее.
Словосочетание – это два слова и более. Слова в словосочетании связаны по смыслу.
В словосочетании есть главная и зависимая части.
От главного слова к зависимому ставится вопрос.
Главное и зависимое слово могут быть связаны не только по смыслу, но и грамматически.