Материалы урока
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое предложение?
· Каковы признаки предложения?
· Чем предложение отличается от слова и словосочетания?
Но сначала давайте послушаем небольшую историю.
Как-то Егор и Глеб задались вопросом: а как мы общаемся между собой?
– Конечно, при помощи слов! – заметил Егор.
– Ну уж нет, только слов будет мало. При помощи словосочетаний! – заспорил Глеб.
Егор не сдавался. Ведь словами мы можем описать что угодно.
Например, скажем: зима – сразу понятно, что зима. Завтрак – вот и завтрак. О цветах скажем – красные. Сразу понятно, какого они цвета. О настроении – грустно. Зачем нам ещё что-то, кроме слов?
– Очень хорошо, – заметил Глеб. – Вот тебе портрет нашей учительницы. Представь, что ты на уроке. И попробуй ответить только при помощи слов. Никак не связывая их друг с другом!
Действительно, как-то странно получается. Тут и учительница ничего не поймёт, и самому не очень ясно – что это я сказал?!
– А все потому, – заметил Глеб, – что нужно обратиться к словосочетанию. Ведь именно словосочетание позволяет нам точно описать предмет или явление.
Например: интересные объяснения, идём в школу.
При помощи словосочетаний все можно объяснить!
Спор не утихает: «Слова» – «Словосочетания!» – «Да нет же, слова!»
– Вообще-то, вы оба не правы, – заметила появившаяся Софья.
– Привет, – растерялся Егор.
– Привет? – удивился Глеб.
– Привет! – кивнула Софья энергично.
Посмотрите-ка, одно слово, а какое разнообразие!
Потому что во всех трёх случаях перед нами не просто слово. Мы имеем дело с предложениями.
Люди общаются при помощи предложений.
Посмотрите на такие высказывания: «Ого! Мы внимательно слушаем». Это предложения, и с их помощью мы выражаем наши мысли.
Предложения могут состоять из одного или нескольких слов. Да, даже такое коротенькое словечко, как «Ого!» – это тоже предложение.
Но чтобы стать предложением, высказыванию нужно выражать законченную мысль.
Посмотрите на вот такие крошечные предложения: Да? Ух ты!
Короткие? Да. Выражают мысль? Выражают.
А почему мы думаем, что они выражают законченную мысль?
Да просто у каждого предложения есть интонация завершённости.
Значит, мы слышим, что предложение завершено.
Итак, предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Предложение имеет интонацию завершённости.
То есть, о предложении можно сказать, что оно интонационно оформлено.
А для чего нам вообще интонация? Вдруг мы могли бы обойтись без неё?
Это вряд ли. Представьте себе, встречаете вы подругу и выслушиваете вот такое высказывание:
Вчера мы учились рисовать акварелью у меня сразу же начало получаться это так замечательно ты не хотел бы попробовать.
Стоп-стоп. Что это за бесконечный поток? Нам срочно нужны хоть какие-то границы для каждого высказывания!
Придадим каждому высказыванию интонацию завершённости.
Вчера мы учились рисовать акварелью. У меня сразу же начало получаться. Это так замечательно! Ты не хотел бы попробовать?
Теперь гораздо понятнее. Ведь с помощью интонации мы устанавливаем границы предложения.
Мы не только слышим интонацию: мы отображаем её на письме. В конце предложения ставятся знаки завершения.
Посмотрите на наш текст. В нем расставлены все основные знаки завершения.
В конце предложений обычно ставится точка. Восклицательный знак. Или вопросительный знак.
Интересно, а что творится внутри самого предложения? Если бы мы могли заглянуть… например, вот в это предложение:
Я внимательно слушаю объяснения.
Внутри предложения – свой собственный, очень интересный мир. Чего только здесь нет! Вот это – завершённость. А вот – интонация. О них мы уже говорили. А это что? Ну-ка, ну-ка… о, это связь. Смысловая и грамматическая.
Конечно, слова в предложениях связаны по смыслу и грамматически. Иначе и быть не может. Как бы мы общались без этой связи?
Посмотрим на наше предложение.
Кто? – я.
Что я делаю? слушаю.
Слушаю – как? внимательно.
Слушаю – что? объяснения.
Связь – это хорошо, но ведь она должна с чего-то начинаться? Если мы заглянем еще глубже внутрь нашего предложения, мы обнаружим там его основу. Да-да, у каждого предложения есть грамматическая основа. Она как фундамент дома, на который потом кладутся остальные кирпичи.
Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
В предложении, которое мы рассматриваем, я – это подлежащее. Кто? Я.
Что я делаю? Слушаю. Слушаю – это сказуемое.
А что из них главнее – подлежащее или сказуемое?
Ни то и ни это.
Главные члены предложения не являются словосочетанием. Запомните: ни одно из этих слов не подчиняется другому. Хотя они все равно связаны по смыслу и грамматически. Например, и подлежащее, и сказуемое у нас – единственного числа. Но все равно это не словосочетание. Между подлежащим и сказуемым другая связь.
А знаете, в чем доказательство того, что главные члены предложения не похожи на словосочетание?
Посмотрите, в нашем предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.
Но что будет, если мы захотим убрать подлежащее? Получится Внимательно слушаю объяснения. Предложение получилось осмысленным. Но теперь грамматическая основа состоит только из одного главного члена – сказуемого.
В речи мы довольно часто сталкиваемся с предложениями, в которых есть только один главный член.
Приведём несколько примеров.
Утро. Класс. Урок. В этих предложениях есть только подлежащее.
Узнали многое. В этом предложении есть только сказуемое.
Подведём итоги урока. В этом предложении тоже есть только сказуемое.
Итак, что же нам нужно запомнить?
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Предложение имеет интонацию завершённости.
Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
В предложении есть грамматическая основа.
Грамматическая основа может состоять из одного или двух главных членов.