Материалы урока

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                   Что такое предложение?

·                   Каковы признаки предложения?

·                   Чем предложение отличается от слова и словосочетания?

Но сначала давайте послушаем небольшую историю.

Как-то Егор и Глеб задались вопросом: а как мы общаемся между собой?

– Конечно, при помощи слов! – заметил Егор.

– Ну уж нет, только слов будет мало. При помощи словосочетаний! – заспорил Глеб.

Егор не сдавался. Ведь словами мы можем описать что угодно.

Например, скажем: зима – сразу понятно, что зима. Завтрак – вот и завтрак. О цветах скажем – красные. Сразу понятно, какого они цвета. О настроении – грустно. Зачем нам ещё что-то, кроме слов?

– Очень хорошо, – заметил Глеб. – Вот тебе портрет нашей учительницы. Представь, что ты на уроке. И попробуй ответить только при помощи слов. Никак не связывая их друг с другом!

Действительно, как-то странно получается. Тут и учительница ничего не поймёт, и самому не очень ясно – что это я сказал?!

– А все потому, — заметил Глеб, – что нужно обратиться к словосочетанию. Ведь именно словосочетание позволяет нам точно описать предмет или явление.

Например: интересные объясненияидём в школу.

При помощи словосочетаний все можно объяснить!

Спор не утихает: «Слова» – «Словосочетания!» – «Да нет же, слова!»

– Вообще-то, вы оба не правы, – заметила появившаяся Софья.

– Привет, – растерялся Егор.

– Привет? – удивился Глеб.

– Привет! – кивнула Софья энергично.

Посмотрите-ка, одно слово, а какое разнообразие!

Потому что во всех трёх случаях перед нами не просто слово. Мы имеем дело с предложениями.

Люди общаются при помощи предложений.

Посмотрите на такие высказывания: «Ого! Мы внимательно слушаем». Это предложения, и с их помощью мы выражаем наши мысли.

Предложения могут состоять из одного или нескольких слов. Да, даже такое коротенькое словечко, как «Ого!» – это тоже предложение.

Но чтобы стать предложением, высказыванию нужно выражать законченную мысль.

Посмотрите на вот такие крошечные предложения: Да? Ух ты!

Короткие? Да. Выражают мысль? Выражают.

А почему мы думаем, что они выражают законченную мысль?

Да просто у каждого предложения есть интонация завершённости.

Значит, мы слышим, что предложение завершено.

Итак, предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Предложение имеет интонацию завершённости.

То есть, о предложении можно сказать, что оно интонационно оформлено.

А для чего нам вообще интонация? Вдруг мы могли бы обойтись без неё?

Это вряд ли. Представьте себе, встречаете вы подругу и выслушиваете вот такое высказывание:

Вчера мы учились рисовать акварелью у меня сразу же начало получаться это так замечательно ты не хотел бы попробовать.

Стоп-стоп. Что это за бесконечный поток? Нам срочно нужны хоть какие-то границы для каждого высказывания!

Придадим каждому высказыванию интонацию завершённости.

Вчера мы учились рисовать акварелью. У меня сразу же начало получаться. Это так замечательно! Ты не хотел бы попробовать?

Теперь гораздо понятнее. Ведь с помощью интонации мы устанавливаем границы предложения.

Мы не только слышим интонацию: мы отображаем её на письме. В конце предложения ставятся знаки завершения.

Посмотрите на наш текст. В нем расставлены все основные знаки завершения.

В конце предложений обычно ставится точка. Восклицательный знак. Или вопросительный знак.

Интересно, а что творится внутри самого предложения? Если бы мы могли заглянуть… например, вот в это предложение:

Я внимательно слушаю объяснения.

Внутри предложения – свой собственный, очень интересный мир. Чего только здесь нет! Вот это – завершённость. А вот – интонация. О них мы уже говорили. А это что? Ну-ка, ну-ка… о, это связь. Смысловая и грамматическая.

Конечно, слова в предложениях связаны по смыслу и грамматически. Иначе и быть не может. Как бы мы общались без этой связи?

Посмотрим на наше предложение.

Кто? – я.

Что я делаю? слушаю.

Слушаю – как? внимательно.

Слушаю – что? объяснения.

Связь – это хорошо, но ведь она должна с чего-то начинаться? Если мы заглянем еще глубже внутрь нашего предложения, мы обнаружим там его основу. Да-да, у каждого предложения есть грамматическая основа. Она как фундамент дома, на который потом кладутся остальные кирпичи.

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

В предложении, которое мы рассматриваем, я – это подлежащее. Кто?  Я.

Что я делаю? Слушаю. Слушаю – это сказуемое.

А что из них главнее – подлежащее или сказуемое?

Ни то и ни это.

Главные члены предложения не являются словосочетанием. Запомните: ни одно из этих слов не подчиняется другому. Хотя они все равно связаны по смыслу и грамматически. Например, и подлежащее, и сказуемое у нас – единственного числа. Но все равно это не словосочетание. Между подлежащим и сказуемым другая связь.

А знаете, в чем доказательство того, что главные члены предложения не похожи на словосочетание?

Посмотрите, в нашем предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого.

Но что будет, если мы захотим убрать подлежащее? Получится Внимательно слушаю объяснения. Предложение получилось осмысленным. Но теперь грамматическая основа состоит только из одного главного члена – сказуемого.

В речи мы довольно часто сталкиваемся с предложениями, в которых есть только один главный член.

Приведём несколько примеров.

Утро. Класс. Урок. В этих предложениях есть только подлежащее.

Узнали многое. В этом предложении есть только сказуемое.

Подведём итоги урока. В этом предложении тоже есть только сказуемое.

Итак, что же нам нужно запомнить?

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Предложение имеет интонацию завершённости.

Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

В предложении есть грамматическая основа.

Грамматическая основа может состоять из одного или двух главных членов.