Материалы урока

Вопросы занятия

 

·        Жизнь первобытных людей

·        Род и племя

·        Вильям Бакли

·        Льюис Генри Морган

 

Около сорока тысяч лет назад на Земле наступило очередное похолодание. На огромных просторах Европы и Северной Азии тянулись тундры и холодные степи. Северные олени проникали на Пиренейский и Апеннинский полуостров. Мамонты обитали вплоть до территории современного Рима.

В таком суровом климате и жил кроманьонец, последний, известный науке, древний человек. Его останки впервые были обнаружены в 1867 году во Франции в пещере Кро-Маньон. Она то и дала название людям, жившим около сорока – двенадцати тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы уже ничем не напоминали обезьяну и были похожи на нас с вами – людей современного типа. Их рост достигал ста семидесяти – ста девяноста сантиметров, походка была прямая.

Они проникли на территорию Европы и далее расселились по всей Земле.

Природные условия в разных точках Земли были неодинаковы. Сильные морозы, большое количество солнечных дней или их недостаток, резкие ветры, песчаные бури отразились на внешнем виде людей. По цвету кожи и внешнему виду они разделились на три расы: европеоидную, негроидную и монголоидную.

За сотни тысяч лет эволюции менялась не только внешность человека, но и его лицо, рост, походка. Развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжелое копье, и тонкую иглу.

Обратите внимание на свою ладонь: большой палец как бы противопоставлен остальным пальцам. Это и является основой хватательной функции руки. Попробуйте поднять со стола небольшой предмет, например ручку, без участия большого пальца. Ну как? Сложно? А при помощи большого пальца и еще одного? Получилось!

Постепенно действия руки становились все более уверенными. А значит, и совершенствовались орудия труда и оружие, которые человек делал из камня, дерева, из костей рыб и животных. Люди изготавливали скребки, резцы, тесла, ножи, проколки.

Произошли изменения и в охотничьем оружии. Появились разнообразные копья, дротики и гарпуны с каменными и костяными наконечниками, копьеметалки.

В двенадцатом тысячелетии до нашей эры человек изобрел лук и стрелы. Они появились изначально как средство охоты, а позднее стали применяться и как военное оружие.

Свыше десяти тысяч лет назад на Земле началось постепенное потепление. Из-за перемены климата или по каким-то другим причинам навсегда исчезли мамонты и шерстистые носороги. Теперь основными объектами охоты становятся более мелкие животные: олени, лошади и другие. Все более заметной становится роль рыболовства.

В пятом тысячелетии до нашей эры человек изобрел топор. Топор использовался для обработки дерева, для изготовления лодок, строительства хижин. Вначале это было массивное, длинное орудие труда из кремня. Затем человек научился шлифовать камень путем трения его о смоченный песок. Это был довольно трудоемкий процесс, и первоначально шлифовалась только рабочая часть. Позже стали шлифовать полностью все орудие труда и научились сверлить отверстия. Сверлом служила полая кость, которую вращали, подсыпая на камень смоченный водой кварцевый песок.

Совместный труд, борьба с хищниками, общие жилье и огонь тесно сплачивали людей друг с другом. Человеческие стада постепенно превращались в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом или родовой общиной.

При раскопках стоянок древних людей вместе с орудиями труда и оружием археологи находят фигурки женщин, вырезанные из кости мамонта. Это свидетельствует о том, что женщина занимала исключительное положение, совмещая в своих руках заботы по добыванию пищи, по поддержанию домашнего очага, вскармливанию и воспитанию детей. Женщина рассматривалась как продолжательница рода. Поэтому человеческое стадо постепенно превращалось не просто в родовую общину, а в материнскую родовую общину.

В родовой общине не было неравенства. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, изготавливали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, шили одежду их шкур, ухаживали за маленькими детьми, готовили пищу.

Появляются специалисты по изготовлению некоторых изделий, требующих особого навыка, продолжительного опыта, сноровки. Например, мастера по изготовлению лодок, наконечников стрел, резчики по дереву и кости. Эти мастера работали на общину: отдавали свои изделия в распоряжение общины, получая взамен продукты питания, так же как и остальные члены рода.

Дети уже с трех-четырех лет помогали взрослым. Девочки обучались у матерей готовить пищу, шить. Мальчики с возрастом учились охотиться, создавать орудия труда.

Пища, добытая мужчинами и женщинами, шкуры, рога и другие продукты труда принадлежали всему роду.

Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных людей. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия почти двести лет назад познакомился с обычаями племен, живших на Огненной Земле. Он рассказывает такую историю: когда огнеземельцам подарили кусок холста, то они, не задумываясь над тем, что испортят вещь, разорвали холст на совершенно равные лоскутики и распределили между собой.

Все вопросы, которые возникали внутри рода, решали на собрании всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины имели равные права. Окончательное решение вопросов часто зависело от мнения женщин.

На собрании избирался старейшина – наиболее старый и опытный член рода. Это мог быть мужчина, но при материнской родовой общине чаще всего старейшиной рода становилась женщина. Старейшина занимался решением мирных вопросов: руководил хозяйственной жизнью рода, разрешал споры внутри общины. Выбирался также и вождь для ведения войны. Но если не было необходимости, то эта должность могла быть незанятой.

Все члены общины были равны. Вождь рода жил подобно простому человеку и мог отличаться от своих сородичей лишь украшением. За провинность его могли сместить в любую минуту.

Внутри рода сородичи обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь. Возникавшие между сородичами ссоры разрешались общественным судом. Обиды же, причиненные кому-либо представителем другого рода, вызывали вражду. На защиту обиженного сородича выступал весь род. Но война возникала в исключительных случаях, и она не была продолжительной. Спор стремились разрешить мирным путем.

Если было достаточно запасов пищи, то община могла состоять из ста и более человек. Но если община сильно разрасталась или не хватало продуктов питания, то от первых материнских родов отходили коллективы близких родственников, которые давали начало новым родам.

Несколько родов образовывали племя. Вожди родов входили в совет старейшин племени. Совет племени мог сместить вождей родов, регулировал отношения с другими племенами, объявлял войну, заключал мир. Племена образовывали союзы племен.

До сегодняшнего времени ученые так и не пришли к единому мнению, как образовался род. Этот вопрос является одним из самых трудных в науке о первобытном обществе. Все сведения, которые изложены в учебниках, о жизни людей в родовой общине основаны на изучении учеными-этнографами так называемых диких племен. Помните, на первом уроке мы говорили об ученых, которые поселяются в таких племенах и описывают жизнь и обычаи туземцев?

Однако, первым европейцем, кто близко узнал жизнь диких племен, был вовсе не ученый. Это был англичанин Вильям Бакли. В 1803 году он был осужден на каторжные работы и его вместе с другими заключенными привезли из Англии в Австралию: здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями.

Через три месяца Вильям Бакли бежал. Несколько недель он скитался по лесам, пока его, обессиленного, не встретили аборигены. Они спасли беглого каторжанина от голодной смерти. Бакли прожил среди аборигенов тридцать два года. Шестого июля 1835 года он вернулся в цивилизованный мир и подробно рассказал о жизни среди туземцев. Его рассказ был записан и издан в 1935.

Основными занятиями аборигенов Австралии были охота и собирательство. Орудия труда и оружие изготавливали из камня, дерева и костей. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.

В книге мы читаем: в поисках пищи аборигены все время кочевали, не задерживаясь подолгу на одном месте. Только если пищи было много, аборигены разбивали лагерь и оставались в нем несколько месяцев.

Жили аборигены небольшими общинами. Между общинами обычно царил мир. Общины дружили между собой, приглашали друг друга в гости, устраивали шумные пиры, вместе охотились и ловили рыбу, обменивались пищей и изделиями своего труда.

Со временем ученые и путешественники обнаружили похожие племена и в других уголках мира: в Северной и Южной Америке, в Африке, в Юго-Восточной Азии. И оказалось, что, несмотря на множество различий, в главном: орудия труда, способ их изготовления, общественное устройство, хозяйственный уклад жизни, — эти племена были абсолютно похожи.

Крупный вклад в изучение первобытного общества внес выдающийся американский ученый Льюис Генри Морган.

Он родился и вырос среди американских племен ирокезов. Морган исследовал общественное устройство этих племен и узнал, что каждый род у ирокезов имел свое имя, например: Олень, Волк, Черепаха, Медведь и так далее.

Все члены рода обязаны были помогать друг другу. И если кто-нибудь из членов рода совершал преступление, то весь род нес за это ответственность.

Во главе рода стоял родовой совет. Он занимался вопросами внутри рода и отношениями с другими родами. В родовой совет входили все мужчины и женщины.

Несколько родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке.

Проводя свои исследования, Морган выяснил, что такие порядки были заведены и у остальных американских племен.  И ученый задумался: а как обстоит дело у других народов мира?  Во все концы земли Морган разослал письма.  И оказалось, что все далекие от цивилизации народы жили родовым строем.  Значит, решил Морган, и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии в далеком прошлом существовал такой же общественный строй! Чтобы доказать эту гипотезу, Морган погрузился в изучение прошлого народов Греции, римлян, германцев.

Результаты исследования превзошли все ожидания. В 1877 году в своем труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытности. С течением времени некоторые гипотезы, изложенные Морганом в его труде, были опровергнуты другими учеными, но в целом его идеи о жизни и устройстве родовой общины стали общепризнанными.