Материалы урока

Наверняка, каждый, будь то взрослый человек или ребёнок, любит смотреть мультфильмы. Мы готовы часами наблюдать за приключениями мультипликационных героев, сопереживать им и радоваться вместе с ними. Но мало кто задумывается скольких трудов стоит создать хотя бы один мультфильм. Процесс создания мультипликационного фильма состоит из многих этапов. Сначала придумывается сюжет мультика, пишется его сценарий, где описывают поэтапно все события, которые в нем будут происходить, создаются эскизы героев. Но не всем известно, что для того чтобы такой нарисованный персонаж ожил и находился в движении в течение одной минуты, понадобится более чем полторы тысячи рисунков. Такие изображения называются кадрами. Они столь быстро меняются один за другим, что человеческие глаза воспринимают это чередование, как живую картинку. Чтобы форма объектов изменялась плавно, за одну секунду должно поменяться 12 – 16 кадров. Такой принцип имитации движения ещё называют анимацией.

Люди с самых древних времён пытались возможными способами изобразить движение. Такую передачу движущихся объектов можно встретить в культурах Древней Греции и Древнего Египта. Правда движение на этих рисунках изображено немного условно и примитивно.

Вероятно, что толчком к зарождению такого искусства, как анимация стал костёр, отбрасывающий беспрерывно движущиеся тени. В дальнейшем это и привело к созданию в Азии театра теней. Это вид искусства зародился более 1700 лет тому назад. Тени, отбрасываемые от освещённого предмета, начинают двигаться и просто завораживают зрителя. Это действие визуально близкое к будущему мультипликационному фильму. Такой занимательный вид искусства не утратил популярности и в наши дни.

В 15 веке появились книжки с рисунками, воспроизводившие фазы движения человека или животных. Свёрнутые в рулон, а потом мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.

А ещё большой интерес вызывала игрушка «Птичка в клетке». На одной стороне такого бумажного медальона изображали клетку, а на другой – птичку. При приведении медальона в движение с помощью нити, создаётся иллюзия, что птичка находится в клетке.

В середине 17 века, был изобретён первый аппарат для проекции изображений. Называлось это чудо – «Волшебный фонарь». Такое устройство является прототипом кинопроектора и состоит из деревянного или металлического корпуса. В корпусе размещена свеча, а позднее с изобретением электричества и лампочка. В аппарат вставлялись пластины из стекла, изображение с которых проецировались через отверстие в лицевой части корпуса. Изначально это изобретение служило для развлечения богатых людей. Но в конце 17 века Волшебный фонарь получил распространение и был представлен простому народу.

А в начале 19 века физик Жозеф Плато из Бельгии и ещё несколько изобретателей придумали прибор для демонстрации движущихся рисунков, который впоследствии назвали. В основе аппарата вращающийся картонный диск с прорезанными отверстиями позади которого находится зеркало. Когда диск крутится, то фигуры, отражающиеся в зеркале через отверстия диска, представляются не крутящимися вместе с диском, а, наоборот, движущимися совершенно иначе.

А в 1833 году британский математик Уильям Джордж Горнер на основе фенакистископа изобрёл новое устройство для имитации движения – прибор зоотроп. Картонный диск с картинками был заменён барабаном с прорезями, в котором находится длинная лента с изображениями. Такие ленты могли вместить в себе в несколько раз больше картинок, чем картонный диск.

Но все эти приборы казались детской забавой по сравнению с тем, что представил публике уроженец Франции, изобретатель и художник Шарль-Эмиль Рейно. Итак, в 1892 году в парижском музее Гревен зрителей ожидала настоящая сенсация – «Светящиеся пантомимы». Рейно представил изумлённой публике первый в истории мультипликационный фильм. Каким же образом удалось изобретателю показать 20-ти минутное представление из нескольких мультфильмов ещё до создания кинематографа? Оказывается, Рейно соединил зоотроп с волшебным фонарём. Этот прибор назвали праксиноскоп. Изобретатель стал использовать постоянную декорацию и передавать её на экран с помощью волшебного фонаря. Изображения героев он наносил на длинные ленты. Такая лента представляла собой не что иное, как прототип киноплёнки. Каждая сцена мультфильма состояла из нескольких сотен нарисованных изображений. Также его мультфильмы имели звуковое сопровождение, музыку для которых он сочинял сам.

Но в 1895 г создание братьями Люмьер кинематографа вызвало больший интерес у публики, и изобретениями Рено уже мало кто интересовался. Разочарованный художник утопил свой аппарат и плёнки в реке. Тем не менее, именно день первого показа «Светящихся пантомим» 28 октября 1892 года и считается днём рождения анимации. С 2002 года этот день отмечается как Международный день анимации, хотя официально Рено не считается создателем мультипликации, так как в его изобретении не использовалась плёнка.

Огромный вклад в историю создания анимации внёс ещё один француз Жорж Мильес. Он оказался одним из первых поклонников кинематографа и уже через год после показа первой киноленты Братьями Люмьер, Мильес стал создателем первых в мире спецэффектов, основанных на ускоренном и замедленном чередовании кадров и других трюках с плёнкой. Действительно фантастические действия, а это только лишь конец 19 века.

А премьера уже настоящего мультипликационного фильма состоялась во Франции 17 августа 1908 года. А представил его широкой публике французский режиссёр, сценарист, мультипликатор и художник Эмиль Коль. Называется этот первый в мире рисованный мультик «Фантасмаго́рия». Главный герой его – человечек, которого ждут невероятные приключения. Длительность мультфильма всего 2 минуты, но для его создания использовалось 36 метров плёнки.

Вскоре создание мультипликационных фильмов подхватили и российские изобретатели. В 1911 году на свет появился первый русский мультфильм. Создателем его был Владислав Старевич, изобретатель первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной анимации. Огромный успех имела лента «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей» не только в России, но и за рубежом. Техника кукольной анимации была в то время совершенно неизвестна зрителям, поэтому многие, просматривавшие этот мультфильм были уверены в том, что Старевич добился такого эффекта, занимаясь дрессировкой жуков.

А посмотрите на этот шедевр. Вы будете удивлены, когда узнаете, что создатель этого мультфильма легендарный Уолт Дисней. В 1920 году он представил это своё первое анимационное творение под названием «Красная шапочка». Уолт Дисней – актёр, сценарист, продюсер, основатель компании «Walt Disney Productions», является создателем первого в мире звукового мультфильма, первого музыкального и первого полнометражного. «Пароходик Вилли» — первый звуковой фильм в истории анимации, принёс всемирную известность и славу своему создателю. Героем этого приключенческого фильма стал Микки Маус. А в1932 году Уолт Дисней получает премию Оскар за первый цветной мультик «Цветы и деревья». А уже в 1937 году на экран выходит первый полнометражный фильм Диснея – «Белоснежка и семь гномов».

Наряду с Диснеем другие талантливые аниматоры создавали свои мультипликационные шедевры. Например, серия короткометражных мультфильмов «Том и Джерри», созданная американскими аниматорами Уильямом Ханной и Джозефом Барберой имела огромный успех у зрителей всего мира.

Примерно в это же время, на экран, с лёгкой руки своего создателя Уолтера Ланца, выпорхнул Вуди. Сумасбродный дятел-хохотун рушит и долбит клювом все деревянные предметы вокруг себя, но, не смотря на свою излишнюю энергию, завоёвывает симпатии у зрителей.

При этом не отстают и отечественные художники, и 10 июня 1936 года была создана крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», активно работающая и по наше время. За весь период существования на студии было снято более 1500 мультипликационных фильмов. Например, такие легендарные рисованные мультфильмы как «Ну погоди», «38 попугаев», «Винни Пух», «Обезьянки» и другие, созданные на этой студии, и по сей день удерживают интерес маленьких зрителей.

Но время не стоит на месте и наряду с художниками, работники совсем другой области трудились не покладая рук. В результате развития технологий у мультипликаторов появилась возможность усовершенствовать свой труд. Одним из самых ранних примеров компьютерной анимации является советский мультфильм «Кошечка», выполненный в 1968 году с помощью машины БЭСМ-4.

А в 1995 году компания «Pixar» представила на суд зрителей первый анимационный фильм, созданный полностью с помощью компьютерных технологий – «История игрушек». Вам известны и такие компьютерные произведения этой компании как: «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Тачки», «Валли» и ещё многие другие.

Одним из первых, кто внедрил компьютерную анимацию в кино, стал американец Джордж Лукас, основатель компании ILM. В 1977 году его компанией создаются спецэффекты для знаменитой киноэпопеи «Звёздные войны». Наиболее известные блокбастеры над спецэффектами которых трудилась компания ILM это – трилогия о похождениях Индианы Джонса, «Назад в будущее», сказочная история «Кто подставил кролика Роджера», «Терминатор», «Сердце дракона», «Маска».

Программное обеспечение для создания мультипликации стремительно совершенствуется. Сегодня практически каждый человек может попробовать себя в роли аниматора, и на уроках информатики мы тоже займёмся этим увлекательным делом. Но чтобы сделать мультфильм, нужно научится не только хорошо работать на компьютере, но наблюдать за явлениями, происходящими вокруг нас, за поведением людей и животных и только затем переносить это в свои анимации.