Материалы урока

Вопросы занятия

 

·        Пещера Альтамира

·        Скульптура и орнамент

·        Религия в первобытном обществе

·        Зарождение изобразительного искусства

 

В XIX веке ученые еще мало знали о жизни первобытных людей. Хотя уже были найдены каменные орудия труда, останки древнейших людей. Помните, эти находки были сделаны в Африке и Азии еще в конце XVIII века?

В 1879 году в Париже была организована Всемирная выставка.  Эту выставку посетил испанец дон Марселино де Саутуола – большой любитель древностей. Особенно его поразили экспонаты в разделе, посвященном доисторическим людям. Там выставлялись миниатюрные изображения зверей, выгравированные на кости и камне. И Марселино захотелось найти что-нибудь подобное у себя на родине – в Испании.

По возвращении домой дон Марселино с особой тщательностью стал изучать пещеру, которая незадолго до этого была открыта и находилась на его земле. Это была пещера Альтамира.

Во время раскопок археолог обнаружил орудия труда из камня и кости, следы очага древнего человека. В один из дней Марселино взял с собой в пещеру шестилетнюю дочь Марию. Извилистые коридоры пещеры и ее мрачные залы пугали и одновременно восхищали маленькую девочку. Здесь ей все было интересно, а маленький рост позволял рассматривать стены и своды пещеры там, где взрослый человек мог пройти только согнувшись. На одном из сводов Альтамиры Мария увидела бизонов, которые были нарисованы красной краской.

«Быки, быки!» – закричала девочка. Так было сделано величайшее открытие – наскальные рисунки каменного века. В темной пещере, куда никогда не проникал дневной свет, при помощи природных красок древним художникам удалось создать объемное, как сейчас говорят, 3D-изображение. Когда смотришь на эти рисунки при горящем огне, то кажется, что животные двигаются.

Пещера Альтамира была не единственной в своем роде. Во Франции известно около ста шестидесяти подобных пещер, в Испании – около ста двадцати.

Самые древние наскальные рисунки были сделаны около сорока тысяч лет тому назад.  Рисовали люди природными красками или углем. Древние художники использовали три основных цвета: белый, черный, красный. Секрет изготовления некоторых красок не раскрыт до сих пор, но известно, что для получения красной краски использовалась охра. Она довольно часто встречается в природе, ее основным компонентом является глина.

Первобытные художники изображали в основном животных, на которых охотились. Как вы думаете, почему? Ученые предполагают, что изображая на скале сцены успешной охоты, древние люди надеялись, что им на охоте тоже повезет.

Кроме изображений животных люди рисовали на стенах пещер непонятные для нас узоры. Самыми древними из этих загадочных знаков являются контуры человеческих ладоней.

Несомненно, рисунки первобытных людей были первыми проявлениями творческих способностей человека.

В каменном веке зарождается еще один вид изобразительного искусства – скульптура. На местах стоянок древнего человека и в могильниках археологи находят фигурки животных и птиц, вырезанные из кости. Особое место занимают женские статуэтки. Очевидно, это связано с культом богини-матери. Ведь вы помните, что в древнем обществе женщина занимала высокое положение и ее почитали как продолжательницу рода.

Особым видом первобытного искусства является орнамент. Человек не просто изготавливал орудия труда, но и покрывал их узором. Рукоятки ножей и копьеметалок украшались затейливой резьбой.

Большое внимание уделялось украшению одежды и собственного тела как женщинами, так и мужчинами. Для украшения использовались шлифованные каменные браслеты, ожерелья из кусочков камня, кости, зубов животных. Тело раскрашивали охрой, гипсом, углем, наклеивали цветной пух. С помощью кремниевых ножей наносили рубцы, делали татуировку. У многих народов считалось, что чем больше татуировано тело человека, тем больше уважения ему должно оказываться.

Древний человек был бессилен перед таинственными и грозными проявлениями природы. В попытках объяснить их возникла религия – вера людей в сверхъестественные силы, в колдовство, в душу, в жизнь после смерти.

Ученые считают, что религиозные представления возникли еще у неандертальцев около ста пятидесяти тысяч лет назад.

Первобытная религия – это переплетение различных форм религиозных представлений: анимизм и вера в загробную жизнь, фетишизм, тотемизм, магия и колдовство. Но обо всем по порядку.

Одной из самых древних форм религиозных верований является анимизм – вера в существование души и духов. Окружающая природа, живая и неживая, наделялась способностью думать, делать добро или зло. Люди верили, что душа есть у животного, растения, у любого предмета или его части. Способность человека ощущать, мыслить наши предки объясняли наличием души, которая покидает тело после смерти.

С анимизмом связана вера людей в загробную жизнь. Об этом говорят погребения.

Большинство захоронений каменного века найдено в пещерах, которые служили местом обитания древних людей. Мертвеца помещали в небольшую яму в позе спящего на боку человека. Сверху прикрывали землей и камнями. В могилу клали вещи, которыми покойник пользовался при жизни: кремневые остроконечники, скребки, украшения из костей и раковин. Первобытные люди считали, что эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем мог стать любой предмет: камень необычной формы, кусок дерева, зубы, кусочки шкуры, высушенные лапки и тому подобное. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой.

Пережитки фетишизма встречаются и сегодня. Вы, наверняка, являетесь обладателем какого-нибудь амулета или талисмана, который должен оберегать вас от несчастий, приносить удачу ну, скажем, например, на контрольной работе.

Тотемизм – вера в то, что все члены одного рода происходят от определенного животного – тотема. Тотемом могло быть не только животное, но и растения и природные явления: дождь, ветер, солнце. Каждый род имел свой тотем, в честь которого совершались обряды. Тотемное животное считалось священным, на него нельзя было охотиться. Род, который принадлежал к тому или иному тотему, назывался его именем, например род Медведя, род Летучей мыши, род Волка, род Черепахи.

С возникновением новых религиозных представлений первобытные верования утрачивали свое первоначальное значение и смысл, но не исчезли бесследно.

И в наши дни встречаются следы тотемизма. Так, при раскопках древнего города Ярославля установлено, что жившие здесь люди почитали медведя. Впоследствии изображение медведя становится гербом Ярославля.

А в Индии до настоящего времени священными животными считаются корова, тигр, слон, обезьяна.

Магия и колдовство – вера в то, что человек может воздействовать на природу различными чудодейственными приемами и заклинаниями.

Давайте на минуту перенесемся во Францию. Здесь, в пещере Монтеспан, археологи обнаружили вылепленную из глины фигурку медведя без головы и изрешеченную круглыми дырками.  Ученые предполагают, что в этой пещере первобытные охотники совершали магические обряды. Протыкая фигурку медведя дротиками, они верили, что заколдованное животное само позволит себя убить.

Похожие магические обряды совершали и североамериканские индейцы. Перед охотой на бизонов мужчины исполняли специальный танец.  Участники танца надевали на себя бизоньи шкуры и маски и изображали охоту.  Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда другие пускали в его сторону стрелы или бросали копья.

Таким образом, мы видим, что первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Постепенно зарождалось искусство – творческое отражение окружающего мира в художественных образах.

Именно в первобытном обществе зародились почти все виды изобразительного искусства:

·     графика – искусство изображения предметов линиями и штрихами;

·    живопись – создание художественных образов красками;

· скульптура – создание фигур людей и животных из дерева, камня,костей оленей или бивней мамонтов;

·     декоративное искусство – украшение орнаментом изделий из кости и камня.

Но искусство не возникло само по себе как отражение творческих способностей человека и его представлений об окружающем мире. Искусство неразрывно было связано с религиозными представлениями человека. В религии отражались представления людей об окружающей природе, их занятия, весь порядок их жизни.