Материалы урока

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                   Что такое вопросительные предложения?

·                   Что такое побудительные предложения?

·                   Каковы их признаки?

Мы помним, что предложения по цели высказывания бывают повествовательными – в них мы сообщаем информацию. Вопросительными – они содержат постановку вопроса. И побудительными – они служат для побуждения к действию.

Сегодня мы познакомимся с вопросительными и побудительными предложениями.

Как мы начинаем беседу?

Часто мы начинаем разговор с вопроса.

«Как твои дела?» – спрашиваем мы у друга. Или интересуемся у одноклассника: «Что нам задали нА дом?» Мы можем полюбопытствовать у знакомого: «Какая сегодня погода?». Или задать подруге вопрос: «Ты выйдешь сегодня на прогулку?»

Задавать все эти и множество других вопросов нам помогают вопросительные предложения. Наверняка вы спросите: «А как же мне узнать, что предложение вопросительное?» А действительно, как? Да очень просто: вопросительное предложение содержит вопрос. В речи мы сразу же слышим вопросительные интонации. На письме в конце такого предложения ставится вопросительный знак.

Зачем нам вопросительные предложения и почему они так важны для нас?

Без таких предложений нам было бы неудобно узнавать информацию.

Чтобы узнать расписание на следующий день, нам пришлось бы обратиться к одноклассникам так: «Я хотел бы узнать, какие у нас завтра уроки». Разве не проще спросить: «Какие у нас завтра уроки?».

Мы можем задавать вопросы обо всем на свете. Например: «Почему ветер дует?», «На каком расстоянии от Земли находится Луна?» «Где обитают слоны?»

Но, конечно, гораздо чаще мы задаём другие, повседневные вопросы: «Как мне решить эту задачу?» «Как пройти в библиотеку?» «Хватит ли мне денег на мороженое?»

Обычно мы ждём ответа на свои вопросы.

И действительно, часто на вопросительное предложение можно ответить.

Ответ может быть, например, положительным или отрицательным.

Посмотрите на такие вопросы.

– Ты подготовился к диктанту?

– Мы пойдём играть в хоккей?

– На улице жарко?

– Ты мечтаешь водить машину?

Конечно, ответить на эти вопросы можно по-разному. Но в большинстве случаев предполагается ответ «да» или «нет».

Но не на все вопросы можно ответить только «да» или «нет». В своей замечательной книге «Рози – моя родня» английский зоолог Джеральд Даррелл приводит пример вот такого забавного диалога, который происходит в суде.

– Лорд Феннелтри, – поспешил заметить сэр Огастес, – я был бы рад, если бы отвечали на мои вопросы только «да» или «нет». Когда вы ввели слона в бальный зал, чем это кончилось?

– На такой вопрос, – сказал лорд Феннелтри, жалобно глядя на судью, – страшно трудно ответить только «да» или «нет». Могу я воспользоваться каким-нибудь другим словом?

– Разумеется, – ответил судья.

Итак, некоторые вопросы все же требуют конкретных ответов.

Вы часто слышите такие вопросы на уроке от учителя. Например:

– Что такое словосочетание?

– Кто сегодня отсутствует?

– Почему вы опоздали на урок?

– Где твой дневник?

Тут уж требуются самые чёткие ответы!

Причём, заметьте: интонация в вопросительных предложениях может быть разной.

Мы можем выделить все предложение.

Например, учитель спрашивает: «Кто хочет ответить?»

Здесь вопрос звучит во всем предложении.

А если вопрос поставлен так: «Кто хочет ответить у доски

В вопросе мы можем выделить одно или несколько слов. Чтобы наш собеседник понял вопрос правильно.

Но некоторые вопросы вообще не требуют ответов! Вы имеете полное право спросить с иронией: «Да неужели?!» Вот и получится такой вопрос.

Рассмотрим несколько примеров. Учительница спрашивает: «Когда прекратится этот шум?» Ей ведь совсем не хочется, чтобы вы встали и ответили: «Марья Петровна, шуметь закончим через пять минут!» Она просто хочет, чтобы все успокоились.

«Хороший ученик – внимательный ученик, не так ли?» Это скорее не вопрос, а утверждение. Подразумевается: «Конечно же, так, другого ответа и быть не может!»

«Почему бы нам не выполнить это упражнение?» Этот вопрос тоже не требует ответа. Он просто приглашает нас открыть учебники и выполнить упражнение.

«Как вы думаете, о чём мы поговорим сегодня?» А это очень хитрый вопрос. Ответа он тоже не требует. Зато настраивает вас на внимание, правда?

Вопросы – очень мощный речевой инструмент. Но со всяким инструментом нужно правильно обращаться.

Проведём минутку этикета.

Вы хотите узнать время у случайного прохожего. Каким вопросительным предложением вы воспользуетесь?

Сколько время? Сколько часов? Ни в коем случае!

Правильная форма: «Который час?» А ещё лучше: «Вы не подскажете, который час?»

Не нужно забывать о вежливости. Она должна присутствовать во многих вопросительных предложениях.

Итак, что мы запомним о вопросительных предложениях? Вопросительные предложения содержат вопрос. В конце таких предложений ставится вопросительный знак. Вопросительные предложения не всегда требуют ответа.

В вопросительном предложении мы можем выделить голосом одно или несколько слов – чтобы уточнить вопрос.

Но ведь мы не только задаём вопросы. Мы все время пытаемся заставить других людей что-то сделать.

В раннем детстве, если мы видели у кого-то игрушку – что мы делали первым делом? Кричали: «Дай!»

Родители постоянно обращаются к нам по утрам: «Просыпайся. Поднимайся. Умывайся. Завтракай и собирайся в школу».

Так что мы не понаслышке знаем о побудительных предложениях.

Ну, а в школе…

Кому из вас незнакомы такие примеры?

– Садитесь.

– Прочитайте это правило.

– Запишите домашнее задание.

– Прекрати отвлекаться и шуметь.

Все это – побудительные предложения.

Они очень интересны, потому что побуждение присутствует повсюду! В разных формах.

Составим небольшую памятку этих форм:

Итак, в Побудительных предложениях может быть выражено:

·                   побуждение,

·                   приказ,

·                   просьба,

·                   призыв,

·                   предостережение,

·                   протест,

·                   приглашение к какой-то совместной деятельности.

Приведём несколько примеров. И для этого рассмотрим несколько всем привычных ситуаций в обыкновенном автобусе.

Итак, мы вошли. Что мы слышим первым делом? «Будьте внимательны и осторожны». Это побудительное предложение. Ведь в нем выражается призыв. А что это за надпись? «К стеклу не прислоняться». Похоже на распоряжение или предостережение.

Вот входят двое друзей. «Помоги мне потренировать собаку!» – это просьба. «Давай пойдём в парк», – это приглашение к совместному действию.

А вот и кондуктор. От него мы слышим ещё одно побудительное предложение: «Пассажиры, оплачивайте проезд!» Кажется, это тоже призыв. А вот этот мальчик, который вошёл в автобус с едой, услышит приказ: «Немедленно выйди или съешь своё мороженое!»

Женщина пострадала от мороженого. Что она скажет? «Только попробуй ещё раз испачкать меня!» Похоже на угрозу.

А вот пожилая женщина просит: «Пожалуйста, мальчик, уступи мне место».

И ещё одна минутка этикета. Наверное, кто-то из вас оказывался в такой ситуации: в автобус заходит пожилой человек. Нужно уступить место. Но как привлечь внимание? «Садитесь?» «Займите место?» «Сядьте, пожалуйста?» Не очень удачно звучит. И пока мы будем придумывать, что сказать – человек уже просто выйдет на своей остановке.

Лучше всего просто сказать: «Присаживайтесь!» Или «Присаживайтесь, пожалуйста!»

И не стесняйтесь. В любом случае, вы проявили себя как воспитанный человек.

Итак, что нам нужно запомнить о побудительных предложениях?

Побудительные предложения содержат побуждение к действию. Такие предложения могут содержать приказ, просьбу, призыв, пожелание и так далее.

Побудительные предложения можно определить по интонации и смыслу.