Материалы урока

Сегодня на уроке мы узнаем, какими способами можно передавать информацию. Человек постоянно участвует в действиях, связанных с передачей и получением информации. Довольно часто в процессе общения мы делимся новостями и ценными советами, передаём друг другу полученные знания. Также получение информации происходит на уроках, при объяснении учителем нового материала, при просмотре телевизионных передач, при чтении книг, из радио и интернета.

В процессе передачи информации всегда предполагается наличие получателя (приёмника) информации и источника информации. Любая информация передаётся от источника к получателю по информационным каналам.

Биологическими информационными каналами можно считать органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожу). Техническими информационными каналами являются радио, телевизор, компьютер, телефон. С их помощью люди передают и получают информацию. Записку или письмо тоже можно считать каналом передачи информации.

Давайте рассмотрим несколько примеров передачи информации.

Виктор Михайлович читает книгу. Источником информации в этом случае является книга. Получателем – Виктор Михайлович. Информация в этом случае передаётся в одну сторону – к Виктору Михайловичу.

А теперь рассмотрим ситуацию, в которой Виктор Михайлович играет в компьютерную игру. Информация поступает с монитора и динамиков ноутбука. Виктор Михайлович оценивает ситуацию, происходящую в игре, и с помощью мыши и клавиатуры управляет ходом игры. То есть посылает ответный сигнал компьютеру. На протяжении всей игры происходит взаимный обмен информацией между игроком и компьютером. Компьютер и Виктор Иванович одновременно являются и получателями, и источниками информации.

Во время разговора, Виктор Михайлович и его внучка Даша попеременно являются, то источниками, то получателями информации.

Учитель объясняет материал урока, а ученики слушают его. Обратите внимание, что в этой ситуации источник информации один – это учитель, а получателей много – это ученики класса.

Важно, чтобы передача информации от источника к получателю осуществлялась без искажений и с максимальной скоростью.

В природе постоянно происходит обмен информацией. Например, солнечные лучи передают информацию растениям и животным. Благодаря этой передаче природа просыпается после зимнего сна, оживают растения, распускаются листочки деревьев, прилетают теплолюбивые птицы. Цветы в свою очередь передают информацию насекомым с помощью ароматного запаха. Пчелы воспринимают этот сигнал и, перелетая от цветка к цветку в поисках нектара, опыляют растения. Со снижением активности солнца, также передаётся информация, и природа замирает, деревья сбрасывают листву, перелётные птицы отправляются на юг.

А как же в древности люди передавали информацию друг другу? Что бы сообщить сородичам об опасности древние люди издавали громкие звуки. Правда, крик слышен на небольшом расстоянии. Чтобы донести звуки на расстояние до нескольких километров, применялись барабаны.

Интересно, что для того чтобы передать сигнал опасности на более значительные расстояния использовали костры. Применялась так называемая костровая связь. Сигнал передавался как эстафета и быстро захватывал огромные территории, сообщая о возможной беде.

Позже с изобретением письменности, люди обменивались наскальными надписями и рисунками. Таким образом, информацию стало возможным передавать от источника к получателю через время, для последующих поколений. Затем с появлением бумаги информацию начали сохранять на бумажных носителях и передавать её друг другу. Такой информационный канал передачи информации называется письмом. Сначала письменные сообщения передавали при помощи гонцов, затем для передачи писем использовались специально обученные почтовые голуби. Постепенно развивалась железнодорожная, морская, авиапочта. Для того чтобы воспользоваться этим видом обмена информацией, нужно написать послание на бумаге, положить его в конверт с адресом получателя и бросить в почтовый ящик. Затем работник почты достанет письмо из ящика, и оно будет отправлено к получателю. Конечно, это займёт немалое количество времени. Случается, что письма из одной точки планеты до другой, идут неделями или даже месяцами.

А есть ли способы для быстрой передачи информации? Конечно! Существует почта способная моментально передавать послания. Называется она электронная. Это способ передачи сообщений посредством компьютерных сетей.

Сегодня на уроке мы узнали, что:

·              Человек постоянно участвует в действиях, связанных с передачей и получением информации.

·              В процессе передачи информации всегда предполагает наличие получателя (приёмника) информации и источника информации. Любая информация передаётся от источника к получателю по информационным каналам.

·              В природе постоянно происходит обмен информацией.

·              Одним из каналов передачи информации является почта.

·              Электронная почта способна мгновенно передавать сообщения.

Задания на странице 47 – 54

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке
Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке