Материалы урока
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что труд историка можно сравнить с работой следователя? Как сыщик, изучая важные улики и вещественные доказательства, идет по следу преступника и раскрывает преступление, так и ученый-историк, читая следы, оставленные людьми, изучает прошлое человечества.
На самом первом уроке мы с вами говорили о том, что у истории, как науки, есть помощники. Это и археология – наука о древности, и этнография, которая изучает жизнь различных народов, и нумизматика, которая изучает монеты, и геральдика, изучающая гербы, и генеалогия, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов, семей, и многие другие науки. Каждая из этих наук умеет читать определенные следы. Но сегодня мы с вами поговорим о хронологии.
Хронология – это наука об измерении времени и различных календарных системах.
Существует астрономическая хронология, которая изучает движение небесных тел и устанавливает точное астрономическое время. Но также есть и историческая хронология. Она изучает способы измерения и исчисления времени и историю развития календаря.
А что же такое календарь? Само слово «календарь» латинское и означает долговая книга. Дело в том, что в Древнем Риме было принято в первый день месяца расплачиваться по долгам. Вот римляне и вели такую книгу учета.
Сам же календарь, как список дней года, возник в Древнем Египте около четырех тысяч лет до нашей эры.
Египтяне жили на берегу великой реки Нил и занимались земледелием. Они заметили, что в определенные промежутки времени река разливается и приносит плодородный ил. Потом Нил входит в свои берега и наступает благодатный период для занятия земледелием. Через определенный промежуток времени все повторяется. Для успешного ведения хозяйства необходимо было точно предсказывать разливы Нила. Основываясь на своих наблюдениях, египетские мудрецы разделили год на двенадцать месяцев. Месяц, в свою очередь, был разделен на три недели по десять дней в каждой. Кроме этого, год делился на три сезона по четыре месяца в каждом: время разлива Нила, время сева, время сбора урожая. Еще пять дней отводилось на празднование дней рождения богов. Таким образом, год у древних египтян состоял из трехсот шестидесяти пяти дней.
Обращаясь к истории прошлого, нам всегда хочется знать, когда произошло то или иное событие. Когда был основан город, когда началась или закончилась война, в каком году жил тот или иной исторический деятель. Согласитесь, что без дат нет истории!
События истории Древнего мира произошли очень давно – несколько тысячелетий тому назад. Когда археологи находят какую-нибудь вещь, очень важно ее датировать, то есть определить когда, в какое время она появилась. Но как это сделать? Ведь первобытные люди считали время от лета – поры сбора урожая. Так в старину в Киевской Руси год назывался лето. Отсюда летопись – запись основных событий, происшедших в стране за год. И сегодня вопрос: «Сколько вам лет?» воспринимается более привычно, чем «сколько вам годов?».
В древнем Египте счет вели от начала правления фараона, а когда к власти приходил новый фараон, то счет лет начинался заново. Например, найден документ и там стоит дата «Восьмой год правления сына Солнца». Когда это было? Трудно сказать!
Древние греки отсчитывали года от первой Олимпиады. На вопрос когда ты родился, грек мог ответить так: “Я родился в третий год десятой Олимпиады”.
И только жители одного из древнейших городов, Рима, ввели систему счета времени очень похожую на современную. Они считали года от основания своего города: первый год от основания Рима, второй год и так далее…
Таким образом, в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, что для изучения прошлого, для создания общей исторической картины, это очень неудобно!
Счет лет, которым пользуемся мы, связан с распространением Христианства. В шестом веке монах Дионисий предложил вести счет времени от рождения Иисуса Христа.
Все события стали делить на: «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Со временем была принята более нейтральная формулировка – «наша эра».
Постепенно многие страны перешли на такое летоисчисление.
Петр первый перевел Россию на христианское (европейское) летоисчисление в одна тысяча семисотом году. В именном Указе он повелел: «… и ныне от Рождества Христова доходит одна тысяча шестьсот девяносто девятый год, а будущего января с первого числа настает новый тысяча семисотый год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с первого числа от Рождества Христова одна тысяча семисотого года».
При изучении исторических дат удобно пользоваться таблицей “Лента времени”. С ней вы уже познакомились на первом уроке. Давайте условимся, что время идет по направлению слева направо. Отметим на ленте точкой год рождения Иисуса Христа – начало нашей эры. Это первый год. Обратите внимание, что нулевой год отсутствует. Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры: второй год, третий год, и так далее в возрастающем порядке по направлению стрелки. Тут все легко.
Но как быть с годами, которые оказались до нашей эры? Ведь и они богаты интересными историческими событиями!
Если какое-нибудь событие произошло за один год до нашей эры, то мы говорим, что оно произошло в первом году до нашей эры. Если событие произошло за два года до нашей эры, то мы скажем: «Оно произошло во втором году до нашей эры». И так далее с увеличением в противоположную ходу времени сторону. Например, извержение вулкана Везувий произошло в семьдесят девятом году до нашей эры. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет семьдесят восьмой год до нашей эры, за ним следует семьдесят седьмой и так далее.
Таким образом, номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Рождества Христова. Чем больше цифра, тем ближе к нашему году, в котором мы живем.
Номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Рождества Христова. Чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего.
На самом деле счет лет в истории совсем несложное дело. Здесь важно помнить правила и немного потренироваться. Вот эти правила:
· Всегда пользуйтесь таблицей «Лента времени»;
· Помните, что сто лет – это век, столетие; десять веков – тысячелетие;
· Года пишите арабскими цифрами. Например, 127 год, 34 год; века – римскими I век, II век, III век);
· Чтобы определить, к какому веку относится год, нужно:
· Если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра будет указывать на номер века: сотый год – I век, двухсотый год – II век и так далее;
· Если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре, которая указывает сколько веков уже прошло, надо прибавить один – век, который добавился к предыдущему. Например, 101 год – к одному прибавить один – равняется два – II век. Еще пример: 375 год: к трем прибавляем один и получаем четыре – IV век.
· Если цифра года четырёхзначная, то единицу надо прибавить к первым двум цифрам. Например, 1574 год – к пятнадцати прибавляем один – получаем шестнадцать – XVI век.
· Года, оказавшиеся до нашей эры, необходимо записывать с указанием до нашей эры. Например: 1 год до нашей эры и так далее.
Успехов вам!