Материалы урока

На прошлых занятиях мы узнали, что информация поступает от источника к получателю по информационным каналам. А поступает она с помощью разнообразных сигналов. Сигналы могут предаваться в виде слов, движений, запахов или могут быть световыми, электрическими, звуковыми. Для того чтобы передача информации прошла успешна, получатель должен расшифровать полученную информацию.

Например, школьный звонок сигнализирует ученикам и учителю о начале или окончании урока.

Сирена скорой помощи тоже является сигналом. Если участники дорожного движения его услышали, то они обязательно должны уступить дорогу, чтобы врачи как можно быстрее оказали больному помощь.

Звонок телефона является сигналом о том, что кто-то хочет с Вами побеседовать.

Сигналы светофора разрешают, либо запрещают движение его участникам.

Животные и насекомые тоже подают сигналы друг другу. Например, медведь оповещает сородичей о том, что территория занята оставленными вдоль троп клочками шерсти и зазубринами на стволах деревьев. А муравьи передают сигналы друг другу с помощью выделяемых запахов. С помощью таких своеобразных сигналов, они сообщают об опасности, приглашают на трапезу или просят о помощи.

Но для того чтобы понять посылаемые сигналы необходимо знать, что они означают и уметь их понимать. Можно сказать, что нужно знать код, с помощью которого можно узнать значение сигнала.

Система условных знаков для представления информации называется кодом.

А представление информации с помощью какого-либо кода называется кодированием.

Примерами кодов являются языки, на которых разговаривают люди различных национальностей. Для общения в нашей стране мы используем код – русский язык.

Любое музыкальное произведение тоже имеет свой код. Музыкальные звуки кодируются с помощью нот.

 

А правила дорожного движения закодированы при помощи дорожных знаков. Эти знаки представлены в виде наглядных символических рисунков. Конечно, Вы хорошо знакомы с ними.

Запись информации с помощью аббревиатур (специальных сокращений, состоящих из начальных букв слов) тоже являются примерами кодирования информации.

Существует специальный шрифт для слепых, созданный французским изобретателем Луи Брайлем. Информация закодирована с помощью рельефных знаков, выдавленных на бумаге. Проводя по бумаге кончиками пальцев и осязая эти знаки, слепой человек получает информацию, то есть может читать.

Почтовый индекс – это тоже вид кодирования информации. С помощь шести цифр индекса кодируется информация о районе, в который следует доставить письмо. Индекс указывается на конверте в специально отведённом для этого месте и облегчает сортировку писем.

А вся информация в компьютере закодирована с помощью двух цифр: нуля и единицы. То есть используется двоичная знаковая система. Каждый символ, который вводится с клавиатуры, кодируется цепочкой из восьми нулей или единиц. Например, цифра 9 имеет код 00111001, а буква Л закодирована как 11001011.

Одна и та же информация может быть закодирована разными способами или представлена в разных формах. Тысячелетиями человечество выработало огромное количество форм кодирования информации. Например, языки. Первые естественные языки берут своё начало ещё с древних времён, когда у человека возникла необходимость в обмене информацией. Люди применяют тысячи естественных языков (русский, английский, французский, немецкий и др.) Одно и то же слово мы мажем представить по-разному. Вот как выглядит слово «Жизнь» на русском, английском, французском, немецком, испанском и китайском языках.

Существует язык жестов и мимики, языки искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка), научные языки, например, язык математики или химии. К специальным языкам относятся азбука Морзе, состоящая из точек и тире, азбука Брайля для слабовидящих, семафорная флажковая азбука, применяемая на флоте.

А способы, с помощью которых производят кодирование той или иной информации зависят от цели, с которой нужно эту информацию закодировать. Целями могут быть и удобство передачи, и засекречивание, и сокращение записи.

Давайте рассмотрим наиболее частые способы кодирования информации.

Графический способ кодирования информации. Кодирование информации происходит с помощью значков и рисунков. Например, Артур Конан Дойль в одном из своих произведений предложил интересный способ представления информации. Сюжет рассказа «Пляшущие человечки» заключается в следующем. Гениальный сыщик Шерлок Холмс должен разгадать тайные послания, состоящие из фигурок человечков. В разгадке тайны пляшущих человечков стоял простой шифр замены, в котором каждая буква алфавита соответствует определённому человечку, а флажок в руке человечка означает разделитель между словами.

Числовой способ кодирования информации. Например, ставя в соответствие каждой букве алфавита её порядковый номер, можно кодировать любые тексты. Пословицу «Тот не ошибается, кто ничего не делает» можно закодировать таким образом. Букве «т» ставится в соответствие число 20, букве «о» — 16 и так далее. В результате сообщение примет вид:

Символьный способ кодирования информации предполагает, что в соответствие каждому символу ставится другой символ, но из того же алфавита. Довольно интересно кодировать текстовую информацию с помощью шифра Цезаря, или как его ещё называют шифра сдвига. Шифр Цезаря — это вид шифра подстановки, в котором каждый символ в открытом тексте заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3, «А» была бы заменена на «Г», «Б» станет «Д», и так далее. Таким способом Цезарь передавал тайную информацию своим генералам. Давайте зашифруем фразу «Минимальная единица измерения информации – один бит». Букве «М» в соответствие ставится буква расположенная даль со сдвигом на 3 позиции. Это «П». Букве «И» — буква «Л» и так далее. Фраза после кодирования будет выглядеть так:

Для того чтобы представить информацию в начальном виде, надо узнать код, с помощью которого эта информация было закодирована. Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. Можно сказать, что декодирование – это процесс обратный кодированию.

Итак, сегодня на уроке мы узнали, что:

·           Информация поступает от источника к получателю с помощью разнообразных сигналов.

·           Для того чтобы передача информации прошла успешна, получатель должен расшифровать полученную информацию.

·           Система условных знаков для представления информации называется кодом.

·           Представление информации с помощью какого-либо кода называется кодированием.

·           Способы, с помощью которых производят кодирование той или иной информации зависят от цели, с которой нужно эту информацию закодировать.

·           Наиболее частые способы кодирования: графический, числовой и символьный способы

·           Для того чтобы представить информацию в начальном виде, надо узнать код, с помощью которого эта информация было закодирована.

·           Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием.

Домашнее задание

В рабочей тетради задания на странице 55 — 68 (выполнить все задания)

Тема в учебнике на странице 46

Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке
Загрузчик Загрузка…
Логотип EAD Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ
| Открыть Открыть в новой вкладке