На данном уроке вы узнаете правила сложения и вычитания смешанных чисел, научитесь решать различные задачи по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сложение и вычитание смешанных чисел основано на свойстве этих чисел. При сложении можно использовать переместительное и сочетательное свойство, а при вычитании чисел можно использовать свойства вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа.
Введение
Для начала давайте вспомним, что такое смешанные числа. Смешанное число – число, записанное в таком виде, что у него есть целая часть и дробная часть. Например, . Здесь 3 – целая часть, – дробная.
Задача 1
Предположим, нам дали такую задачу. Вася пробежал первый из двух кругов дистанции за 1 минуту 40 секунд, а второй круг – за 1 минуту 20 секунд. За какое время Вася пробежал всю дистанцию и насколько быстрее он пробежал второй круг, чем первый?РешениеНесложно видеть, что мы можем сложить минуты с минутами, секунды – с секундами. Получится 2 мин + 60 секунд, т. е. 3 мин. Но, с другой стороны, 40 секунд – это минуты, а 20 секунд – . И тогда, по аналогии, чтобы сложить эти смешанные числа, мы можем не переводить их в неправильные дроби, а сразу сложить целые минуты друг с другом, и отдельно – дробные. Это дает 2 минуты и , то есть еще одну целую минуту. Итого 3 минуты.Можно было все это проделать и так. Заметим, что смешанное число есть сумма своих целой и дробной частей. А дальше воспользуемся переместительным свойством:А что с вычитанием? То же самое. Из чисто практических соображений первый круг по минутам одинаков со вторым, а по секундам – на 20 дольше (или на треть минуты). Можно и так:Думаю, вы уже поняли алгоритм? Из целого вычитаем (к целому прибавляем) целое, из дробного – дробное. Рассмотрим еще несколько примеров.
Примеры на сложение
Закрепим эти выкладки правилом. Чтобы сложить два смешанных числа, необходимо:
- сложить их целые части;
- сложить их дробные части;
- если нужно, перевести сумму дробных частей в смешанное число;
- сложить полученные числа.
Перейдем к вычитанию. Рассмотрим несколько примеров, после чего сформулируем общий алгоритм.
Найти ошибки в примерах на сложение
Рассмотрим внимательно первый пример: смешанное число заменили дробью , а число – , но данные дроби не равны. Если мы решим переводить дроби в неправильные, то получим следующее:Теперь перейдем ко второму примеру, в нем действия выполняются согласно рассмотренному нами алгоритму. Как видим, все действия выполнены правильно, однако принято записывать смешанные числа так, чтобы их дробная часть являлась правильной дробью. Поэтому представим дробь в виде смешанного числа, а потом уже выполним сложение.
Примеры на вычитание
Если пойти по плану, то надо из вычесть . Этого мы сделать не можем. Тогда поступим так, как мы делаем при вычитании натуральных чисел: займем у старшего разряда. Только роль старшего разряда здесь будет играть целая часть. Ведь единица – это , так что можно вместо записать . А дальше – по плану:А что делать, если пришлось вычитать из натурального числа смешанное? То же самое:.Закрепим эти выкладки правилом. Чтобы вычесть одно смешанное число из другого, вы должны:
- сравнить дробные части уменьшаемого и вычитаемого;
- если дробная часть уменьшаемого больше, то вычесть из целой части целую часть, из дробной части дробную часть, а результаты сложить;
- если же больше дробная часть вычитаемого, то одну единицу от целой части уменьшаемого мы переводим в дробь, чтобы дробь стала неправильной, а затем вычитаем из целой части целую, а из дробной – дробную, и результаты складываем.
Найти ошибки в примерах на вычитание
Рассмотрим первый пример. Согласно алгоритму, мы должны сначала 12 представить в виде смешанного числа, а затем уже выполнять вычитание:Рассмотрим второй пример. Здесь ошибка при вычитании дробных частей: нам необходимо из дробной части уменьшаемого вычесть дробную часть вычитаемого, а не наоборот. Чтобы это выполнить, нам придется занять 1 единицу и представить ее в виде дроби.
Сложение и вычитание смешанных чисел
Тогда вопрос сложения или вычитания смешанных чисел сводится к сложению или вычитанию целых чисел и обыкновенных дробей:
Но все это мы уже умеем делать. Поэтому никаких новых правил нам изучать не нужно.
Примеры со сложением
1) Сумма целого числа и дроби: .
Здесь мы просто пользуемся определением смешанного числа. Сумму записываем кратко, без знака плюс: .
2) Сумма целого и смешанного чисел: .
Распишем подробнее смешанное число. Сложим целые слагаемые, снова запишем сумму кратко в виде смешанного числа: .
Для краткости записи можно не расписывать смешанное число как сумму, а сразу складывать целые числа: .
3) Сумма смешанного числа и дроби: .
Распишем смешанное число как сумму. Сложим дроби, запишем сумму кратко как смешанное число: .
Необязательно расписывать смешанное число. Сразу сложим дроби: .
4) Сумма двух смешанных чисел.
Распишем каждое смешанное число. Сложим отдельно целые числа и отдельно дроби. Запишем сумму в виде смешанной дроби: .
В этой сумме распишем каждое смешанное число. Сложим целые числа и дроби. Полученная дробь оказалась неправильной. Вынесем целую часть. Сложим целое и смешанное числа:
Запись будет короче, если не расписывать смешанные числа: .
Итак, чтобы складывать целые, дробные и смешанные числа, удобнее всего складывать целые с целыми, а дробные с дробными числами.
Примеры с вычитанием
1) Разность целого и дробного чисел.
Представим единицу в виде дроби . Вычтем из одной дроби другую: .
- ·
Мы уже умеем вычитать из единицы правильную дробь. Распишем 5 как и . Вычитаем из единицы дробь, записываем ответ в виде смешанного числа: .
Постараемся выполнить вычитание, не расписывая целое число: .
2) Разность целого и смешанного чисел.
Распишем смешанное число. Так как минус перед ним относится ко всем числу (и к целой и дробной части), то .
Попробуем выполнить действия, не расписывая смешанное число. Вычтем сначала целую часть. Осталось вычесть дробь: .
3) Разность смешанных чисел.
Вычтем отдельно целые части, отдельно дробные: .
- ·
Сначала вычтем целые части. Мы не можем вычесть сразу из первой дробной части вторую, так как вторая больше первой. Вычтем тогда, то, что можем, . Осталось вычесть из целого числа дробное. Мы это уже делали:
Случаи при вычитании смешанных чисел
Итак, при вычитании из одного смешанного числа другого смешанного числа могут встретиться два случая.
- Первая дробная часть больше или равна второй. Тогда из целой части вычитаем целую, из дробной – дробную: .
Первая дробная часть меньше второй. Тогда из целой части вычитаем целую. Из дробной части вычитаем столько, сколько сможем (то есть первую дробную часть). И в конце вычитаем из целого числа остаток дробной части: .
Алгоритм
Если нужно сложить или вычесть целые числа, дроби и смешанные числа, то удобнее всего поступить так.
- Выполнить действие с целыми числами.
- Выполнить действия с дробными частями.
Если сразу не удается вычесть из первой дробной части вторую, то делаем это в два этапа.
Примеры. Обобщение
Заключение
На этом уроке мы познакомились со смешанными числами, научились складывать их и вычитать, сформулировали алгоритмы для сложения и вычитания. Узнали, что для сложения и вычитания смешанных чисел вовсе не обязательно переводить их в неправильные дроби, а достаточно просто сложить либо вычесть целые части и сложить либо вычесть дробные части, после чего записать окончательный ответ.В каждом из случаев у нас была одна тонкость. Для сложения мы понимали, что иногда получается сумма дробных частей в виде неправильной дроби, поэтому при необходимости полученную неправильную дробь нужно приводить к правильной, то есть выделять целую часть. А при вычитании появлялась такая тонкость, что не всегда из дробной части уменьшаемого можно вычесть дробную часть вычитаемого, поэтому нам необходимо было «занимать» единицу у целой части и переводить ее в дробную, чтобы получить неправильную дробь, из которой уже можно было вычесть дробную часть.
Список литературы
- Математика. 5 класс. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. 14-е изд., испр. и доп. – М.: 2013.
- Виленкин Н. Я. и др. Математика. 5 кл. – М: Мнемозина, 2013.
- Ерина Т. М. Математика 5 кл. Раб. тетрадь к уч. Виленкина 2013. – М: Мнемозина, 2013.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)
- Интернет-портал «Школьный помощник» (Источник)
- Интернет-портал «schools.keldysh.ru» (Источник)
Домашнее задание
-
- Старый компьютер вычисляет задачу за часа, новый компьютер выполняет ту же работу на часа быстрее. За сколько минут новый компьютер вычисляет задачу?
- От провода длиной 14 метров отрезали кусок, длина которого – метра, а затем еще один кусок длиной метра. Какая длина проволоки осталась?