Сегодня мы ответим на такие вопросы.

·                   Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?

·                   Что такое обобщающие слова?

·                   Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

Мы помним, что однородные члены предложения отвечают на один вопрос. Однородные члены относятся к одному члену предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Мы часто употребляем однородные члены предложения в устной речи.

Сегодня ко мне в гости придут Дарья, Софья и Илья.

В этом предложении – три однородных подлежащих.

Мы подготовимся и встретим гостей!

В этом предложении два однородных сказуемых.

Но так же часто мы употребляем однородные члены и в письменной речи. А значит, есть правила пунктуации для однородных членов.

Представьте, что вы общаетесь со своим другом. При помощи СМС, социальной сети или электронной почты – неважно.

Он задаёт вопрос: «Кого ты пригласила»?

Что мы напишем в ответ?

Представим тех, кто приглашён…

Самый простой способ – просто перечислить в ответе этих людей.

Я пригласила Дарью Софью Илью.

Но предложение выглядит каким-то странным. Мы произносим однородные члены с интонацией перечисления. Нужно как-то её выразить в предложении.

Поэтому мы разделим однородные члены запятыми.

Поставим две запятые между однородными членами. А перед однородными членами ничего ставить не будем!

Ну, а если мы колебались – кого пригласить? И решили выбрать из двух человек одного.

 

Здесь нам понадобится союз а.

Я пригласила Дарью, а не Софью.

В прошлом предложении мы поставили между однородными членами запятую. Теперь у нас есть союз. Но запятая остаётся стоять на месте.

В такой же примерно ситуации мы можем воспользоваться союзом но. Вот, например, мы решили не приглашать Илью.

Запятые между однородными членами стоят там, где и раньше стояли, ничего не меняется.

А если мы хотим показать, что Дарья и Софья придут вместе?

Тогда нам нужен союз и. И он всё меняет.

Я пригласила Дарью и Софью.

Здесь мы не просто перечисляем однородные члены. Мы объединяем их при помощи союза и.

Поэтому мы не будем ставить запятую между однородными членами.

Так что нужно знать о знаках препинания при однородных членах предложения?

Нарисуем несколько схем.

Если между однородными членами нет никаких союзов, мы поставим запятую.

Если между однородными членами – союз а – то запятая тоже ставится.

То же самое – с союзом но. Мы не смотрим на союз, просто ставим запятую.

Но союз и – исключение. Он объединяет однородные члены. Ему не нужна запятая. Поэтому если союз и стоит между однородными членами, то запятая между ними не ставится.

Сформулируем правило.

Запятая между однородными членами может ставиться…

·                   если нет союзов,

·                   если есть союзы а или но.

И запятая может не ставиться, если между однородными членами есть союз И.

А теперь небольшая тренировка!

Где мы поставим запятую?

У нас есть яблоки  груши.

Союзов между однородными членами нет. Ставим запятую.

У нас есть яблоки и груши. Союз и. Запятая не ставится.

У нас есть не яблоки а груши. Союз а. Значит, запятая ставится.

А если мы прибавим в каждое предложение третий однородный член?

У нас есть яблоки груши и лимоны.

Между вторым и третьим однородными членами – союз и. Запятая не ставится.

У нас есть яблоки и груши но не лимоны.

Смотрим на второй и третий однородные члены. Между ними союз но. Запятая ставится.

У нас есть не яблоки а груши лимоны. Между вторым и третьим однородными членами нет союзов. Ставим запятую.

Потренируемся ещё на нескольких предложениях.

Мы рассматривали жёлтые алые и белые тюльпаны.

Жёлтые, алые – нет союзов. Ставим запятую. Алые и белые. Есть союз и. Запятую не ставим.

Карпа можно встретить в реке и в озере но не в мореВ реке и в озере – есть союз и, запятая не ставится. В озере, но не в море – союз но, запятая ставится.

Мы собираемся учиться заниматься а не бездельничать!

Учиться, заниматься – нет союзов, ставим запятую. Заниматься, а не бездельничать – союз а, ставим запятую.

А теперь, после тренировки – самое время, чтобы посетить музей.

Вместе с Василисой и Егором отправимся в музей природы. Василиса взяла блокнот и собирается отмечать, что они успели увидеть. Кстати, а что они увидели?

– В следующем зале, – сказала экскурсовод, – вы увидите лори, колобуса, утконоса…

 Здорово! – обрадовалась Василиса. – А что это?

 Да не что – а кто! – подсказал Егор. Это всё животные, посмотри на стенды.

А что же дальше?

 А дальше у нас личи, гуава, маракуйя…

 Ух ты! – удивилась Василиса. – Это тоже животные?

– Вообще-то, нет, – заметил Егор. – Это всё фрукты.

На что бы ещё посмотреть?

 Ещё вы можете посмотреть на чароит, малахит, авантюрин… – начала перечислять экскурсовод.

 А это, наверное, овощи? – тут же заинтересовалась Василиса.

 Нет,  возразил Егор. – Это минералы. Или поделочные камни.

Любопытная получилась экскурсия!

А теперь посмотрим на записи Василисы. Они очень интересны. В каждом предложении есть однородные члены, мы выделили их синим.

Но каждый раз мы сначала называли общее слово, а потом поясняли его при помощи однородных членов.

Это понадобилось нам для того, чтобы мы поняли, о чем речь.

Перед однородными членами может употребляться обобщающее слово.

Вот знакомое нам предложение.

У нас есть яблоки, груши, лимоны.

Яблоки, груши и лимоны – это фрукты.

Мы нашли обобщающее слово. Подставим его в предложение.

У нас есть фрукты: яблоки, груши, лимоны.

Посмотрите, обобщающее слово отвечает на те же вопросы, что и однородные члены. Оно является тем же членом предложения. Фрукты – это подлежащее. Как и однородные члены.

Но обобщающее слово не входит в число однородных членов. Оно стоит отдельно.

Наверное, вы уже заметили, что после обобщающего слова ставится двоеточие. Двоеточие ставится перед однородными членами.

Мы можем дополнить все наши схемы обобщающими словами. Тогда перед однородными членами будет стоять двоеточие.

При этом все запятые ставятся точно так же. На запятые обобщающее слово не влияет.

А теперь ещё раз потренируемся. И немного поплаваем. Какие рыбы водятся у нас в пруду?

Ёрш. Вот карась. А вот зубастая щука.

Как мы запишем это?

В этом пруду водится рыба: щуки, ерши, карасиРыба – обобщающее слово. После него ставим двоеточие. Между однородными членами нет союзов, поэтому однородные члены разделяются запятыми.

А если так:

В этом пруду водится рыба: щуки, ерши и караси. Двоеточие остаётся на том же месте. Первая запятая тоже. Но между вторым и третьим однородными членами стоит союз и. Поэтому запятую мы не ставим.

А если караси в пруду не водятся?

В этом пруду водится рыба: щуки, ерши, но не караси.

Теперь между однородными членами союз НО, поэтому мы ставим запятую.

Итак, на этом уроке нам нужно запомнить следующее:

Запятая между однородными членами может ставиться…

·                   если нет союзов,

·                   если есть союзы а или но.

Запятая не ставится, если между однородными членами есть союз И.

Перед однородными членами может стоять обобщающее слово.

После обобщающего слова ставится двоеточие.

Обобщающее слово отвечает на те же вопросы, что и однородные члены.

Обобщающее слово – тот же член предложения, что и однородные члены.