Перепечатайте текст и прикрепите его на сайт
Вопросы занятия:
· знаковые модели;
· словесные описания;
· описания ситуации;
· стили словесных описаний.
На прошлом уроке мы с вами узнали, что к видам информационных моделей по способу представления относятся: образные модели, знаковые модели и смешанные модели.
Образные модели – это зрительные образы объектов, которые зафиксированы на каком-либо носителе. Примерами образных моделей являются рисунки в учебниках, фотографии, чертежи и так далее.
Знаковые модели – это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования. К знаковым моделям относятся словесные описания, формулы в учебниках математики, физики и прочие.
Смешанные модели – это модели, в которых одновременно используются образные и знаковые модели. Смешанные модели включают в себя таблицы, графики, диаграммы и так далее.
На данном уроке разберёмся более подробно со знаковыми моделями, а точнее с моделями, которые представлены в виде текста. Такие модели называются словесными описаниями.
Словесные описания являются широко распространёнными и часто используемыми моделями. Обычно, мы используем их в общении для передачи своих мыслей, эмоций, чувств, всего, что нас окружает. Это происходит на одном из естественных языков (русский, английский и так далее).
Словесные модели описывают ситуации (например, отдых на выходных с родителями), события (например, из истории), процессы (например, в природе фотосинтез).
Словесные описания могут быть выполнены в разных стилях. Различают разговорный и книжный стили. Разговорный стиль, как вы уже, наверное, догадались, служит для общения между людьми. Книжный стиль делится на научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Сегодня более подробно мы рассмотрим научный и художественный стили.
Научный стиль используется для передачи точной научной информации. К важным качествам научного стиля относятся логичность и чёткость. Данный стиль обычно используется в научных статьях, учебниках, энциклопедиях и так далее. При использовании данной модели используется большое количество слов-профессионализмов.
Профессионализмы — это слова, используемые представителем определённой профессии, специальности. Например, в речи столяров и плотников для названия инструментов употребляются слова медведка, наструг, и другие; в речи журналистов слово накладка означает ошибка, полоса — это колонка, утка — обман, шутка, фитиль и так далее.
Следующая модель – это художественные описания. Данный стиль используется в произведениях художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует все богатство лексики. После прочтения, читатель анализирует литературное произведение, выделяет в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями и так далее.
Рассмотрим несколько примеров художественного текста.
Первый: Лейтенант шёл по жёлтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.
В данном тексте автор воздействует на воображение читателя, подробно описывая детали.
Или же второй пример:
• Ваня готов был лопнуть от смеха.
• Его грызла совесть, долго и коварно.
• Когда она увидела цену, её задушила жаба.
• Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.
Для большей красочности в данных предложениях используются метафоры. Метафоры – это слова или выражения в переносном смысле.
Перед подведением итогов теоретической части, необходимо обратить внимание на важные особенности естественного языка. Итак, Естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт:
• почти все слова имеют не одно, а несколько значений;
• часто встречаются слова с неточным и неясным содержанием;
• значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от их окружения (контекста);
• распространены синонимы, слова разные по звучанию, но одинаковый смыслу, и омонимы, слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу;
• одни и те же предметы могут иметь несколько названий и так далее.
Важно запомнить:
• Знаковые модели –это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования.
• Словесные описания – это модели, представленные в виде текста.
• В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке.
• Стили словесных описаний: разговорный и книжный.
• Книжный стиль делится на научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Перейдём к практической части нашего урока.
Задание один:
1. Открыть текстовый документ «Очень-очень вкусный пиpor.docx».
2. Заменить многоточия на слова, подходящие по рифме.
3. Сохранить документ под именем «Пирог».
Откроем текстовый редактор Microsoft Word. Затем откроем документ Очень-очень вкусный пирог с помощью вкладки файл, открыть. Далее указываем путь к своей рабочей папке, выбираем необходимый документ и нажимаем открыть.
Далее допишем необходимые слова. Для заполнения второй строки необходимо удалить многоточие. Ставим курсор в конец второй строки. Многоточие можно выделить двумя способами: Первый. Нажать левую клавишу мыши, и провести курсор. Второй. Нажать и удерживать клавишу Shift и на клавиатуре нажать на клавишу стрелки влево. Теперь нажимаем клавишу Del и пишем слово, подходящее по рифме. Или же можно выделить многоточия одним из вышеприведённых способов и просто набрать нужное слово. В данном случае это «позвал». Таким же образом заполняем остальные строки.
Сохраним документ при помощи вкладки файл, сохранить как, указываем путь к своей рабочей папке, даём имя файлу Пирог и нажимаем кнопку сохранить.
Давайте сами создадим «фигурный» стих в виде Ёлки.
Итак, второе задание:
1. Открыть текстовый документ «Стих.с1осх».
2. Оформить стих в соответствии с образцом в виде ёлки.
3. Сохранить документ под именем «Ёлка».
Приступим к выполнению. Откроем текстовый редактор Microsoft Word. Далее при помощи вкладки Файл, открыть, откроем необходимый документ. Для начала расположим весь стих по центру. Для этого выделим весь текст с помощью комбинации клавиш Ctrl+A и на вкладке главная, в группе абзац выберем «Выровнять по центру». Далее смотрим расположение слов. В первой строке находится предлог «На», ставим после него курсор и нажимаем клавишу Enter. Видим, что оставшаяся часть строки перескочила на следующую. Таким же образом переносим слова «детских ёлках» и «чудеса блестят в иголках». Обратите внимание, что слово «чудеса» написано в примере с маленькой буквы, а в стихотворении с большой.
Для исправления есть 3 способа:
Первый: поставить курсор перед большой буквой ч и нажать клавишу Del, затем ввести маленькую букву.
Второй способ: поставить курсор после большой буквы ч, нажать клавишу Esc и допечатать маленькую букву.
Третий способ: выделить большую букву ч и ввести маленькую. Остальную часть стихотворения оформить аналогичным образом.
Сохраним документ при помощи вкладки файл, сохранить как, указываем путь к своей рабочей папке, даём имя файлу Ёлка и нажимаем кнопку сохранить.
Подведём итоги практической части урока. Сегодня мы научились:
• выделять символы двумя способами;
• оформлять «фигурные» стихи;
• заменять не нужный символ на другой, необходимый нам тремя различными способами.
Домашнее задание
Страница 102 — 106 задания сделать в тетради
Загрузка...
|
Страница 59 — 62 читать
Загрузка...
|