Рассмотрим такую геометрическую задачу.
Задача 1
Периметр прямоугольника равен 46 см, а его диагональ – 17 см (Рис. 1). Найти стороны прямоугольника.
Решение
Пусть x см – одна сторона прямоугольника. Тогда другая – (23-x) см, так как удвоенная сумма сторон (периметр) равна 46 см. Теперь воспользуемся теоремой Пифагора для прямоугольного треугольника, который образован смежными сторонами прямоугольника и его диагональю, и составим уравнение.
По теореме Виета:
Это и есть длины сторон. Логично, что получилось два ответа: за x ведь можно было взять как меньшую сторону, так и большую.
Ответ: 15 см и 8 см.
Три основных типа текстовых задач в математике – на движение, на работу и на смеси. На смеси очень редко бывают задачи, сводящиеся к квадратным уравнениям, так что о них сейчас говорить не будем. Рассмотрим задачу на движение.
Задача 2
Катер прошел 5 км по течению реки и 8 км по озеру, затратив на весь путь 1 час. Скорость течения равна 3 км/ч. Найти скорость катера по течению.
Решение (первый способ)
Как всегда в подобных задачах, лучше всего за x брать то, что спрашивают. Тогда мы не ошибемся, если, найдя x, сразу запишем его в ответ.
Итак, пусть x км /ч – скорость катера по течению. Тогда скорость катера по озеру меньше ровно на скорость течения – ведь в озере течения нет. Значит, по озеру катер двигался со скоростью (x — 3) км/ч. При этом мы также знаем пути, которые катер прошёл по реке и по озеру. Вспомним уравнение движения: s = vt. Найдем время t = s/v: по озеру 8/x-3, а по реке – 5/x.
Чтобы было удобнее, запишем все данные в следующую таблицу.
s | v | t | |
По течению | 5 | x | 5 / x |
По озеру | 8 | x — 3 | 8/ x-3 |
Теперь вспомним, что в общей сложности катер плыл 1 час, получаем уравнение:
По теореме Виета:
1 – не подходит, так как скорость катера по течению не может быть меньше скорости течения. Значит, ответ: 15 км/ч.
Решение (второй способ)
Как вы уже заметили, в таких задачах очень важно переписать условие на математический язык, то есть язык формул и уравнений. В этой задаче это получилось, но проблема первого способа в том, что он работает только для этой конкретной задачи. Хочется чего-то более универсального. Попробуем это сделать.
Итак, перечитаем условие и попробуем записать текст в виде формул. Пока не будем задумываться, не много ли обозначений мы ввели, просто перепишем условие на математическом языке.
- По течению: .
- По озеру: .
- В сумме плыл один час: час.
- км/ч.
- – ?
Теперь второй шаг. Воспользовавшись формулой , запишем эти данные в виде системы: .
Теперь про условие задачи можно вообще забыть: мы свели решение задачи к решению системы уравнений, дальше дело техники.
Решив полученное уравнение (для сокращения записи можно заменить vкат. = x – получим то же уравнение, что и в первом способе), получим тот же самый ответ.
Ответ: 15 км/ч.
Универсальный алгоритм для решения текстовых задач
Повторим шаги алгоритма, позволяющего решить любую текстовую задачу.
- Переписать условие на математический язык.
- Составить уравнение или систему уравнений.
- Решить полученное уравнение или систему.
- Проанализировать полученное решение и записать ответ.
Так, в рассмотренной задаче про катер получилось два значения неизвестной, и чисто алгебраически оба они являются решениями уравнения (системы). Однако для одного из значений скорость катера против течения реки получается отрицательной – это и есть анализ: в ответ записываем только второе значение.
Задача на совместную работу
Рассмотрим ещё один тип задач, на совместную работу.
Задача 3
Бассейн наполняется двумя трубами за 10 часов. За сколько часов наполнит бассейн первая труба, если она это делает на 15 ч быстрее, чем вторая?
Решение
Для начала вспомним формулу для вычисления объёма проделанной работы: A = vt. Обратите внимание на то, что здесь есть полное соответствие задачам на движение: путь – объём работы, скорость – производительность, время – время.
Эту задачу можно решить ровно по тому же алгоритму, что и предыдущую. Сначала перепишем условие на математическом языке.
- Работа по наполнению бассейна объёмом A выполнена двумя трубами одновременно с общей скоростью за время ч.
- Первая труба наполняет бассейн (объём работы A) со скоростью v1 за время t1.
- Вторая труба наполняет бассейн (объём работы A) со скоростью v2 за время t2.
- Разница между временем t2 и временем t1 равна 15 (t2 > t1 на 15 ч)
Обратите внимание на то, что в подобных задачах на совместную работу производительности складывать можно, а времена – нет.
Второй шаг – составляем систему: .
Так как трубы заполняют один и тот же бассейн, то есть выполняют одинаковую работу, то можно принять работу за 1. Обратите внимание, речь не идет об 1 литре или кубометре, 1 в данном случае – это 1 бассейн. Так что и производительность в этом случае будет измеряться не в литрах в час, а в бассейнах в час, то есть какую часть бассейна заполнит труба за час.
Третий шаг – решаем систему: .
Получаем:
По теореме Виета:
И теперь анализ: время не может быть отрицательным, так что ответ – 15 часов.
Ответ: 15 ч.