Материалы урока
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое определение?
· Для чего нам определение?
· Чем выражается определение?
Мы помним, что в предложении есть второстепенные члены. Второстепенные члены – это дополнение, определение, обстоятельство.
Мы уже познакомились с дополнением и знаем, что оно отвечает на вопросы косвенных падежей.
Давайте нарисуем какое-нибудь предложение.
Дети любуются и радуются.
Наше предложение – нераспространённое. В нем есть только основа: подлежащее и два однородных сказуемых. А на нашей картине явно не хватает предметов.
Добавим их.
Дети любуются – чем? – ёлкой и радуются – чему? – подаркам.
Мы добавили в предложение предметы. Сделали мы это при помощи дополнений. Ведь дополнение обозначает предмет.
Но наши предметы слишком уж бесцветные. Добавим красок!
Дети любуются – какой? – новогодней ёлкой и радуются каким? – разноцветным подаркам.
Теперь предметы на нашей картине выглядят законченными. А все потому, что мы придали им краски – мы определили, какие они.
А что такое – «определить»?
Вот перед нами стоит предмет. Ваза. Чтобы определить, что перед нами, мы зададим себе вопрос: «Какой это предмет?»
Стоит древняя ваза. Древняя – это второстепенный член предложения. От слова «ваза» мы поставили к нему вопрос «какая?» Древняя – это определение нашего предмета.
Значит, определить – это сообщить признаки предмета или явления.
И сегодня мы познакомимся с определением. Определение – это второстепенный член предложения.
Определение называет признак предмета.
Рассмотрим несколько предложений.
Дует лёгкий ветерок.
Ветерок – подлежащее. Ветерок – какой? – лёгкий. Лёгкий – это определение.
Стоит хорошая погода. Погода – подлежащее. Погода – какая? – хорошая. Хорошая – определение.
Светит яркое солнце. Солнце – какое? – яркое. Яркое – это определение.
Поют разные птицы. Птицы – какие? – разные. Разные – это определение.
Если мы уберём предложения, у нас останутся только вопросы.
Получается, что это – основные вопросы для определения.
Как вы думаете, определение отвечает только на эти вопросы?
Лежит ранец.
Вот он лежит. Подберём определение к слову «ранец».
Мы можем задать вопрос «Какой?»
Голубой. Большой. Неважно: главное, что это определение будет отвечать на вопрос «какой?».
Но нас также может интересовать – чей это ранец?
Лежит Серёжин ранец.
Это определение отвечает на вопрос «чей»?
А значит, мы выяснили, что определение – второстепенный член предложения.
Определение отвечает на вопросы какой? чей?
Определение обозначает признак предмета.
А теперь вернёмся немного назад и посмотрим на уже знакомые нам предложения.
Как вы думаете, почему во всех четырёх случаях мы специально выделяли подлежащее и не обращали внимания на сказуемое? Хотя сказуемое повсюду есть.
Потому что в этих предложениях именно от подлежащего ставится вопрос к определению.
Подлежащее обозначает предмет. И поэтому очень часто определение относится именно к подлежащему.
Но так же часто определение относится и к дополнению. Ведь дополнение тоже обозначает предмет. И у этого предмета может быть признак.
Составим предложение с дополнением.
Девочка вырастила тыкву.
Подлежащее – девочка. Девочка вырастила – что? – тыкву. Это дополнение.
А теперь найдём определения и для подлежащего, и для дополнения.
Девочка – какая? Наверное, она старательная.
У подлежащего есть определение.
А у дополнения?
Тыкву – какую?
Можно сказать – огромную. Или оранжевую.
Эти определения будут относиться уже к дополнению.
А теперь посмотрим на получившееся предложение.
Мы знаем, как подчёркивается подлежащее, сказуемое, дополнение… Но нужно как-то подчеркнуть и определение.
Определение слишком непохоже на остальные члены предложения. Поэтому для него нужно выдумать совершенно особенную линию.
Что получится, если мы сожмём прямую линию с двух сторон?
На ней появятся складки, она станет волнистой.
Теперь мы можем подчеркнуть наши определения.
Определение подчёркивается волнистой линией.
А чем выражаются определения?
Чтобы выяснить это, давайте нарисуем что-нибудь ещё!
Например, осень.
И опишем то, что рисуем.
Деревья роняют красные, жёлтые, оранжевые листья.
Листья – какие? – красные, жёлтые, оранжевые.
Это определения.
Они выражаются прилагательными.
Ведь чаще всего именно прилагательные обозначают признак предмета.
Рисуем дальше.
Наши знакомые убирают свой двор.
Знакомые – чьи? – наши.
Двор – чей? – свой.
У нас здесь два определения. И они выражаются местоимениями. Значит, определения могут выражаться и местоимениями.
Закончим наш рисунок. И приведём ещё одно предложение в пример. В воздухе кружатся дубовые листья, листья осины.
Листья – какие? – дубовые. Это определение, и выражается оно прилагательным.
А что такое осины? Можно сказать, что это дополнение: листья – чего? – осины.
Но ведь это выражение так легко заменяется на «осиновые листья». Значит, мы можем поставить вопрос «какие?» Листья – какие? – осины. Это определение. И оно выражается существительным.
А если у нас вот такое предложение?
В воздухе кружатся листья дуба, листья осины.
Листья – какие? – дуба. Это тоже определение.
Иногда определения выражаются существительными. В курсе русского языка вы ещё встретитесь с такими случаями.
Что нам нужно запомнить?
Определение – второстепенный член предложения.
Определение отвечает на вопросы какой? чей?
Определение обозначает признак предмета.
Подчёркивается определение волнистой линией.
Обычно оно выражается прилагательным, но может выражаться местоимениями, а иногда даже существительными!