Сегодня на уроке мы:

·     подробнее поговорим о бытовых сказках;

·     поговорим про сказки о животных;

·     рассмотрим сказки «Журавль и цапля» и «Солдатская шинель».

А чтобы нам не было скучно, мы опять наведаемся в гости к Косте и его дедушке.

– А у нас случайно нет больше волшебных сказок? – поинтересовался Костя, роясь в книгах на полках.

– А тебе зачем? – спросил дедушка.

– Просто я тут решил вспомнить детство и перечитать волшебные сказки, – отозвался Костя. – Особенно героические. Ты рассказал о них так много интересного. И в них так много волшебства!

Мы говорили о том, что в героических сказках часто отражалась борьба русского народа с врагами.

А вообще-то волшебные сказки отличают тем, что в них есть волшебные превращения, путешествия героев, колдуны и маги и волшебные предметы.

– Поэтому читать волшебные сказки так увлекательно, – продолжил Костя. – Так что все, что у меня было, я уже прочитал. Где бы достать ещё?

– У нас есть книга, где собраны бытовые сказки и сказки о животных, – заметил дедушка. – Не хочешь ли заново познакомиться с ними?

– Но ведь там ни волшебных превращений, ни колдунов, ни сражений… – приуныл Костя.

– Но все-таки, эти сказки очень интересны, – улыбнулся дедушка.

– Давай рассуждать, – предложил дедушка. – Откуда появилось слово «бытовые»?

– От слова «быт», – уверенно ответил Костя. – Это что-то о том, как живут люди каждый день. Мне иногда, когда я мою посуду, так и хочется сказать: ох, как мне надоел этот быт!

– Верно, – улыбнулся дедушка. – Быт – это повседневный привычный образ жизни людей.

Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.

В детстве мы часто встречаемся с этими короткими сказками. Это и «Каша из топора», и сказки про удалого батрака или работника, и «Шемякин суд», и «Жена-спорщица», и многие другие сказки.

Каковы особенности в этих сказках? Посмотрим на сказку «Солдатская шинель», чтобы узнать это.

Сказка «Солдатская шинель» – бытовая, так как в ней нет ни волшебства, ни приключений. В центре сюжета – самый обычный эпизод из жизни. Солдат продал барину свою шинель за довольно большую по тем временам сумму – 25 рублей.

Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.

Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.

«Куда как хорошо,  говорит,  на шинели после походу спится!»

Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.

Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:

«Кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснёт!»

Вообще-то, солдат – это постоянный герой бытовой сказки. Он появляется в очень многих сказках: «Солдат и царица»«Солдат и чёрт»«Как Солдат царевну спас»«Каша из топора» и многие другие. Солдат всегда храбр, умён, хитёр, находчив. Он много умеет, много знает, готов взяться за любое дело.

«Выслушал это солдат и думает сам с собой: “Дай пойду, счастья попытаю; может, и избавлю царевну! Царь хоть что-нибудь на дорогу пожалует”. Взял шинель, вычистил пуговицы мелом, надел и марш во дворец. Увидала его придворная прислуга, узнала, зачем идет, подхватила под руки и привела к самому царю».

Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?

·     В центре сюжета – обычная жизнь.

·     Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.

·     В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.

То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.

– Надо же, как интересно, – удивился Костя. – Эти сказки немного напоминают сценки-юморески, правда? Те самые, которые можно увидеть по телевизору: там и о злой тёще, и о глупых богачах…

– Совершенно, верно, – улыбнулся дедушка.

– А сказки о животных? – спросил его внук. – На что похожи они? Уж их-то сочиняли просто для смеха?

– Нет, – ответил дедушка. – Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.

В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому

животные в сказках ведут себя совсем, как люди. Вот в сказке «Зимовье зверей» ленивые животные приходят зимой к трудолюбивому быку и угрожают разрушить дом, если он не примет их к себе:

«Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:

 Пусти, брат, погреться.

 Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

 А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее».

При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.

«Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

 Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

 Покушай, голубчик куманек,  сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!»

При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…

Сказки о животных – очень древние. И самым частым персонажем в них, конечно, выступает лиса. Это такие сказки, как «Лиса и волк»«Кот, петух и лиса»«Медведь и лиса». Но другие звери в сказках о животных тоже встречаются часто: «Волк и овца»«Коза-дереза»«Медведь и мужик».

– А вот журавли и цапли в сказках встречаются не так уж часто, – заметил дедушка. – Поэтому давай на сказку «Журавль и цапля», – предложил Василий Петрович. – Ты помнишь её?

– Конечно! – улыбнулся Костя. – Там журавль и цапля всё время ходят сватать друг друга и никак не могут пожениться.

– А почему?

– Не могут найти общего языка.

Именно непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?

Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга.

Вот как цапля отвечает на сватовство журавля:

«– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!»

Но ведь и сватовство было не самым вежливым:
«– Дома ли цапля?

 Дома.

 Выдь за меня замуж!»

Да и жениться они хотят от скуки:

«Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться».

Эти соседи с самого начала не очень-то хотели часто видеться: их избушки на разных концах болота, семь вёрст разделяют их.

Какие черты мы можем увидеть в героях?

Цапля капризна, судит соседа по внешности и разговаривает с ним грубо:

«…у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый!»

Журавль обидчив и тоже груб с цаплей:

«– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!

Цапля заплакала от стыда и воротилась назад».

Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной:

«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?

Так какие признаки сказки о животных мы можем выделить?

Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.

– Дедушка! – воскликнул Костя. – А ведь такое и правда могло быть у людей. Даже у друзей: ходят – ходят и никак не помирятся, хотя и помириться хочется… В сказках столько всего скрыто!

– Действительно, – согласился дедушка. – Бытовые сказки и сказки о животных тоже могут быть поучительными.

– Согласен, – кивнул Костя. – Сейчас же начну их перечитывать.

Так что же мы должны сегодня запомнить?

«Солдатская шинель» – это типичный пример бытовой сказки. Основные признаки бытовой сказки такие:

В центре сюжета – обычная жизнь.

Сказка короткая, она рассказывает об одном-двух эпизодах из жизни.

Обличительная направленность сказки.

«Журавль и цапля» – это типичный пример сказки о животных. Основные признаки бытовой сказки такие:

Главные герои – животные.

Животные умеют говорить и ведут себя как люди.

В сказке в иносказательной форме показываются пороки и вообще черты людей.