1. Реостат как элемент управления

На преды­ду­щих уро­ках мы го­во­ри­ли, что су­ще­ству­ют не толь­ко по­тре­би­те­ли и ис­точ­ни­ки элек­три­че­ско­го тока, но еще и так на­зы­ва­е­мые эле­мен­ты управ­ле­ния. Одним из важ­ных эле­мен­тов управ­ле­ния яв­ля­ет­ся рео­стат или любой дру­гой при­бор, ос­но­ван­ный на его дей­ствии. В рео­ста­те ис­поль­зу­ет­ся про­вод­ник из за­ра­нее из­вест­но­го ма­те­ри­а­ла с опре­де­лен­ной дли­ной и се­че­ни­ем, а зна­чит, мы можем узнать его со­про­тив­ле­ние. Прин­цип ра­бо­ты рео­ста­та ос­но­ван на том, что мы можем из­ме­нять это со­про­тив­ле­ние, сле­до­ва­тель­но, можем ре­гу­ли­ро­вать силу тока и на­пря­же­ние в элек­три­че­ских цепях.

2. Устройство реостата

Устрой­ство рео­ста­та

Рис. 1. Устрой­ство рео­ста­та

На ри­сун­ке 1 пред­став­лен рео­стат без обо­лоч­ки. Это сде­ла­но для того, чтобы можно было по­смот­реть все его части. На ке­ра­ми­че­скую трубу (1) на­мо­тан про­вод (2). Его концы вы­ве­де­ны к двум кон­так­там (3а). Также име­ет­ся штан­га, в конце ко­то­рой рас­по­ло­жен кон­такт (3б). По этой штан­ге дви­жет­ся сколь­зя­щий кон­такт (4), так на­зы­ва­е­мый «пол­зун».

Если рас­по­ло­жить сколь­зя­щий кон­такт по­се­ре­дине (рис. 2а), то будет за­дей­ство­ва­на толь­ко по­ло­ви­на про­вод­ни­ка. Если пе­ре­дви­нуть этот сколь­зя­щий кон­такт даль­ше (рис. 2б), то будет за­дей­ство­ва­но боль­ше вит­ков про­во­да, сле­до­ва­тель­но, его длина воз­рас­тет, со­про­тив­ле­ние уве­ли­чит­ся, а сила тока умень­шит­ся. Если же пе­ре­дви­нуть «пол­зун» в дру­гую сто­ро­ну (рис. 2в), то, на­о­бо­рот, со­про­тив­ле­ние умень­шит­ся, и сила тока в цепи воз­рас­тет.

Рео­стат

Рис. 2. Рео­стат

Внут­ри рео­стат полый. Это необ­хо­ди­мо, по­сколь­ку при про­те­ка­нии тока рео­стат на­гре­ва­ет­ся, а эта по­лость обес­пе­чи­ва­ет быст­рое охла­жде­ние.

3. Изображения реостата на схемах

Когда мы изоб­ра­жа­ем схему (ри­су­нок элек­три­че­ской цепи), то каж­дый эле­мент обо­зна­ча­ет­ся опре­де­лен­ным сим­во­лом. Рео­стат обо­зна­ча­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом (рис. 3):

Изоб­ра­же­ние рео­ста­та

Рис. 3. Изоб­ра­же­ние рео­ста­та

Крас­ный пря­мо­уголь­ник со­от­вет­ству­ет со­про­тив­ле­нию, синий кон­такт – под­во­дя­щий к рео­ста­ту про­вод, зе­ле­ный – сколь­зя­щий кон­такт. При таком обо­зна­че­нии легко по­нять, что при дви­же­нии пол­зун­ка влево со­про­тив­ле­ние рео­ста­та умень­шит­ся, а при дви­же­нии впра­во – уве­ли­чит­ся. Также может ис­поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щее изоб­ра­же­ние рео­ста­та (рис. 4):

Еще одно изоб­ра­же­ние рео­ста­та

Рис. 4. Еще одно изоб­ра­же­ние рео­ста­та

Пря­мо­уголь­ник обо­зна­ча­ет со­про­тив­ле­ние, а стрел­ка – то, что его можно из­ме­нять.

4. Включение реостата в электрическую цепь

В элек­три­че­скую цепь рео­стат вклю­ча­ет­ся по­сле­до­ва­тель­но. Ниже при­ве­де­на одна из схем вклю­че­ния (рис. 5):

Вклю­че­ние рео­ста­та в цепь с лам­пой на­ка­ли­ва­ния

Рис. 5. Вклю­че­ние рео­ста­та в цепь с лам­пой на­ка­ли­ва­ния

За­жи­мы 1 и 2 под­клю­ча­ют­ся к ис­точ­ни­ку тока (это может быть галь­ва­ни­че­ский эле­мент или под­клю­че­ние к ро­зет­ке). Стоит об­ра­тить вни­ма­ние, что вто­рой кон­такт дол­жен быть под­клю­чен к дви­жу­щей­ся части рео­ста­та, ко­то­рая поз­во­ля­ет ме­нять со­про­тив­ле­ние. Если уве­ли­чи­вать со­про­тив­ле­ние рео­ста­та, то накал лам­поч­ки (3) будет умень­шать­ся, а зна­чит, ток в цепи тоже умень­ша­ет­ся. И, на­о­бо­рот, при умень­ше­нии со­про­тив­ле­ния рео­ста­та лам­поч­ка будет го­реть ярче. Этот метод часто ис­поль­зу­ет­ся в вы­клю­ча­те­лях для ре­гу­ли­ров­ки ин­тен­сив­но­сти осве­ще­ния.

Рео­стат также можно ис­поль­зо­вать для ре­гу­ли­ров­ки на­пря­же­ния. Ниже пред­став­ле­ны две схемы (рис. 6):

Вклю­че­ние ре­зи­сто­ра в цепь с вольт­мет­ром Вклю­че­ние ре­зи­сто­ра в цепь с вольт­мет­ром

Рис. 6. Вклю­че­ние ре­зи­сто­ра в цепь с вольт­мет­ром

В слу­чае ис­поль­зо­ва­ния двух со­про­тив­ле­ний (рис. 6а) мы сни­ма­ем опре­де­лен­ное на­пря­же­ние со вто­ро­го ре­зи­сто­ра (устрой­ство, ко­то­рое ос­но­ва­но на со­про­тив­ле­нии про­вод­ни­ка), и таким об­ра­зом, как бы ре­гу­ли­ру­ем на­пря­же­ние. При этом надо точно знать все па­ра­мет­ры про­вод­ни­ка для пра­виль­ной ре­гу­ли­ров­ки на­пря­же­ния. В слу­чае с рео­ста­том (рис. 6б) си­ту­а­ция за­мет­но упро­ща­ет­ся, по­сколь­ку мы можем непре­рыв­но ре­гу­ли­ро­вать его со­про­тив­ле­ние, а зна­чит, и из­ме­нять сни­ма­е­мое на­пря­же­ние.

5. Применение реостата

Рео­стат – до­ста­точ­но уни­вер­саль­ный при­бор. Кроме ре­гу­ли­ров­ки силы тока и на­пря­же­ния, он также может ис­поль­зо­вать­ся в раз­лич­ных бы­то­вых при­бо­рах. На­при­мер, в те­ле­ви­зо­рах ре­гу­ли­ров­ка гром­ко­сти про­ис­хо­дит с по­мо­щью рео­ста­тов, пе­ре­клю­че­ние ка­на­лов в те­ле­ви­зо­ре также неким об­ра­зом свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем рео­ста­тов. Также стоит об­ра­тить вни­ма­ние, что для без­опас­но­сти лучше ис­поль­зо­вать рео­ста­ты, снаб­жен­ные за­щит­ным ко­жу­хом (рис. 7).

Рео­стат в за­щит­ном ко­жу­хе

Рис. 7. Рео­стат в за­щит­ном ко­жу­хе

На этом уроке мы рас­смот­ре­ли стро­е­ние и при­ме­не­ние та­ко­го эле­мен­та управ­ле­ния, как рео­стат. На сле­ду­ю­щих уро­ках будут ре­шать­ся за­да­чи, свя­зан­ные с про­вод­ни­ка­ми, рео­ста­та­ми и за­ко­ном Ома.

1. Сопротивления в электрической цепи

При­бор, ос­но­ван­ный на со­про­тив­ле­нии про­вод­ни­ка, на­зы­ва­ет­ся ре­зи­сто­ром. Глав­ное свой­ство про­вод­ни­ка – это на­ли­чие у него элек­три­че­ско­го со­про­тив­ле­ния. По­это­му под сло­ва­ми «по­сле­до­ва­тель­ное со­еди­не­ние ре­зи­сто­ров», «по­сле­до­ва­тель­ное со­еди­не­ние про­вод­ни­ков» и «по­сле­до­ва­тель­ное со­еди­не­ние со­про­тив­ле­ний» мы будем по­ни­мать одно и то же.

По­сле­до­ва­тель­ным со­еди­не­ни­ем на­зы­ва­ет­ся со­еди­не­ние, когда эле­мен­ты идут друг за дру­гом, че­ре­ду­ют­ся. Есте­ствен­но, в элек­три­че­ских цепях обыч­но ис­поль­зу­ет­ся сме­шан­ное со­еди­не­ние, то есть ком­би­на­ция по­сле­до­ва­тель­но­го и па­рал­лель­но­го со­еди­не­ний. Но на этом уроке речь пой­дет имен­но о по­сле­до­ва­тель­ных со­еди­не­ни­ях. Нужно на­учить­ся рас­счи­ты­вать элек­три­че­ские цепи, то есть вы­чис­лять на­пря­же­ние, силу тока в цепи, чтобы знать, какие при­бо­ры и как можно вклю­чать в цепь. Об этом и пой­дет речь в даль­ней­шем.

2. Электрическая схема последовательного соединения проводников

Электрическая схема последовательного соединения проводников

Рис. 1. По­сле­до­ва­тель­ное со­еди­не­ние ре­зи­сто­ров

На ри­сун­ке 1 пред­став­ле­ны три ре­зи­сто­ра, ко­то­рые со­еди­не­ны друг за дру­гом. Это и есть так на­зы­ва­е­мое «по­сле­до­ва­тель­ное со­еди­не­ние». В даль­ней­шем мы будем рас­смат­ри­вать всего два ре­зи­сто­ра, ко­то­рые со­еди­не­ны по­сле­до­ва­тель­но, но смысл от этого не из­ме­нит­ся, и по­лу­чен­ные фор­му­лы будут также спра­вед­ли­вы для лю­бо­го числа про­вод­ни­ков, со­еди­нен­ных по­сле­до­ва­тель­но.

По­сле­до­ва­тель­ное вклю­че­ние двух ламп в элек­три­че­скую цепь

1- лампа

2 — источник питания

3- ключ

Рис. 2. По­сле­до­ва­тель­ное вклю­че­ние двух ламп в элек­три­че­скую цепь

На ри­сун­ке 2 изоб­ра­же­но по­сле­до­ва­тель­ное вклю­че­ние двух ламп (1а и 1б). Мы за­ме­ни­ли ими про­вод­ни­ки, но суть от этого не по­ме­ня­ет­ся, так как лампы также имеют свое со­про­тив­ле­ние. Также в цепи при­сут­ству­ет ам­пер­метр (А) для из­ме­ре­ния силы тока в цепи. Есть еще 2 важ­ных эле­мен­та: это вольт­мет­ры  Vи V2, ко­то­рые из­ме­ря­ют на­пря­же­ние (или па­де­ние на­пря­же­ния) со­от­вет­ствен­но на лам­пах 1а и 1б. Еще есть ис­точ­ник пи­та­ния (2) и ключ (3). Если ключ разо­мкнут, то ток в цепи не течет. Если же его за­мкнуть, то с по­мо­щью при­бо­ров можно из­ме­рить силу тока и на­пря­же­ние в цепи. При­ме­ром та­ко­го со­еди­не­ния яв­ля­ет­ся ёлоч­ная гир­лян­да, по­сколь­ку на самом деле она пред­став­ля­ет собой по­сле­до­ва­тель­но со­еди­нен­ные лампы (рис. 3).

Ёлоч­ная гир­лян­да Ёлоч­ная гир­лян­да

Рис. 3. Ёлоч­ная гир­лян­да

3. Измерения силы тока и напряжения в цепи при последовательном соединении

Те­перь по­смот­рим, что же про­изой­дет, если за­мкнуть ключ. Рас­смот­рим схему на рис. 4, ко­то­рая от­ли­ча­ет­ся от схемы, изоб­ра­жен­ной на рис. 2 толь­ко тем, что ам­пер­метр рас­по­ло­жен между лам­па­ми.

Вклю­че­ние ам­пер­мет­ра между лам­па­ми

1- лампа

2 — источник питания

3- замкнутый ключ

Рис. 4. Вклю­че­ние ам­пер­мет­ра между лам­па­ми

Ам­пер­метр из­ме­нил свое по­ло­же­ние в цепи. Но если смот­реть на его по­ка­за­ния, то они не из­ме­нят­ся при пе­ре­ме­ще­нии ам­пер­мет­ра в любое место на схеме по­сле­до­ва­тель­но­го со­еди­не­ния. Зна­чит, можно ска­зать, что сила тока в лампе 1а (I1) будет равна силе тока в лампе 1б (I2) и равна об­ще­му току, про­те­ка­ю­ще­му в элек­три­че­ской цепи. То есть I= I= I. Это можно срав­нить с те­че­ни­ем реки: ко­ли­че­ство воды, про­те­ка­ю­щее за одно и то же время в раз­ных ме­стах этой реки, будет оди­на­ко­во.

Стоит также учесть, что, хоть и вольт­мет­ры со­еди­не­ны па­рал­лель­но с лам­па­ми, это при­бо­ры выс­ше­го ка­че­ства с очень вы­со­ким со­про­тив­ле­ни­ем. Зна­чит, ток через них будет идти ми­ни­маль­ный, и такое ис­ка­же­ние можно не учи­ты­вать.

Те­перь рас­смот­рим схему, когда вольт­метр из­ме­ря­ет на­пря­же­ние сразу на двух лам­пах (рис. 5):

Из­ме­ре­ние на­пря­же­ния на двух лам­пах

Рис. 5. Из­ме­ре­ние на­пря­же­ния на двух лам­пах

На рис. 4. вольт­мет­ра­ми V1 и V2 из­ме­ря­лось на­пря­же­ние на каж­дой из ламп 1а и 1б. На дан­ном ри­сун­ке вольт­метр V из­ме­ря­ет на­пря­же­ние (или па­де­ние на­пря­же­ния) сразу на двух лам­пах. Ока­зы­ва­ет­ся, что по­ка­за­ния вольт­мет­ра V, можно вы­чис­лить как сумму по­ка­за­ний вольт­мет­ров Vи V2. То есть общее па­де­ние на­пря­же­ния на двух лам­пах (U) равно сумме па­де­ний на­пря­же­ния на каж­дой лампе в от­дель­но­сти (Uи U2). Тогда U = U+ U2.

Стоит об­ра­тить вни­ма­ние, что все рас­суж­де­ния от­но­си­тель­но силы тока, на­пря­же­ния верны лишь при усло­вии, что мы ис­поль­зо­ва­ли одни и те же лампы, ис­точ­ни­ки тока, вольт­мет­ры.

4. Эквивалентное сопротивление последовательно соединенных проводников

За­вер­ша­ю­щим зве­ном в ис­сле­до­ва­нии по­сле­до­ва­тель­но­го со­еди­не­ния про­вод­ни­ков яв­ля­ет­ся фор­му­ла для об­ще­го со­про­тив­ле­ния: Rобщ = R+ R2.

До этого мы рас­смат­ри­ва­ли зна­че­ния силы тока, на­пря­же­ния на раз­лич­ных участ­ках цепи. Но ис­сле­до­ва­ли мы про­вод­ни­ки (лампы, ре­зи­сто­ры), а их глав­ной ха­рак­те­ри­сти­кой яв­ля­ет­ся со­про­тив­ле­ние. Обыч­но во всех элек­три­че­ских цепях пы­та­ют­ся опре­де­лить эк­ви­ва­лент­ное (общее) со­про­тив­ле­ние цепи, о ко­то­ром мы го­во­ри­ли на преды­ду­щем уроке. То есть это такое со­про­тив­ле­ние, что можно за­ме­нить те­ку­щую цепь из по­сле­до­ва­тель­ных про­вод­ни­ков дру­гим про­вод­ни­ком, но с этим эк­ви­ва­лент­ным со­про­тив­ле­ни­ем. В дан­ном слу­чае это со­про­тив­ле­ние со­от­вет­ству­ет со­про­тив­ле­нию двух ламп, ко­то­рые со­еди­не­ны по­сле­до­ва­тель­но.

Рас­смот­рим, как была по­лу­че­на фор­му­ла для эк­ви­ва­лент­но­го со­про­тив­ле­ния. Для этого сле­ду­ет об­ра­тить­ся к за­ко­ну Ома: . От­сю­да можно по­лу­чить вы­ра­же­ние для со­про­тив­ле­ния: . Те­перь сле­ду­ет вспом­нить, что в слу­чае по­сле­до­ва­тель­но­го со­еди­не­ния (в про­стей­шем слу­чае – двух ламп) общее на­пря­же­ние скла­ды­ва­лось из на­пря­же­ний на от­дель­ной лампе: U = U+ U2. Учи­ты­вая, что сила тока при по­сле­до­ва­тель­ном со­еди­не­нии на всех участ­ках цепи оди­на­ко­вая, то можно раз­де­лить на нее обе части ра­вен­ства:

Можно уви­деть, что каж­дая дробь есть не что иное, как со­от­вет­ству­ю­щее со­про­тив­ле­ние. Тогда R = R+ R2, где R – эк­ви­ва­лент­ное со­про­тив­ле­ние. Зна­чит, чтобы узнать эк­ви­ва­лент­ное со­про­тив­ле­ние про­вод­ни­ков, со­еди­нен­ных по­сле­до­ва­тель­но, надо сло­жить зна­че­ния их со­про­тив­ле­ний. При этом общее со­про­тив­ле­ние будет все­гда боль­ше лю­бо­го из со­про­тив­ле­ний, вклю­чен­ных в такую цепь.

В за­клю­че­ние урока стоит от­ме­тить, что если в цепи про­вод­ни­ков, ламп или дру­гих при­бо­ров, ко­то­рые со­еди­не­ны по­сле­до­ва­тель­но, пе­ре­го­рит один из при­бо­ров, то цепь разо­мкнет­ся. Осталь­ные при­бо­ры также пе­ре­ста­нут ра­бо­тать. При­ме­ром этому яв­ля­ет­ся все та же елоч­ная гир­лян­да: если пе­ре­го­ра­ет одна лам­поч­ка, то вся гир­лян­да пе­ре­ста­ет све­тить­ся. Это яв­ля­ет­ся ос­нов­ным недо­стат­ком по­сле­до­ва­тель­но­го со­еди­не­ния.

1. Общие сведения о параллельном соединении проводников

Со­еди­не­ния про­вод­ни­ков бы­ва­ют раз­лич­ные. Они могут быть па­рал­лель­ны­ми, по­сле­до­ва­тель­ны­ми и сме­шан­ны­ми. На дан­ном уроке мы рас­смот­рим па­рал­лель­ное со­еди­не­ние про­вод­ни­ков и по­ня­тие эк­ви­ва­лент­но­го со­про­тив­ле­ния.

Па­рал­лель­ным со­еди­не­ни­ем про­вод­ни­ков на­зы­ва­ет­ся такое со­еди­не­ние, при ко­то­ром на­ча­ла и концы про­вод­ни­ков со­еди­ня­ют­ся вме­сте. На схеме такое со­еди­не­ние обо­зна­ча­ет­ся сле­ду­ю­щим об­ра­зом (рис. 1):

Па­рал­лель­ное со­еди­не­ние трех ре­зи­сто­ров

Рис. 1. Па­рал­лель­ное со­еди­не­ние трех ре­зи­сто­ров

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны три ре­зи­сто­ра (при­бор, ос­но­ван­ный на со­про­тив­ле­нии про­вод­ни­ка) с со­про­тив­ле­ни­я­ми R1, R2, R3. Как видим, на­ча­ла этих про­вод­ни­ков со­еди­не­ны в точке А, концы – в точке Б, а рас­по­ло­же­ны они па­рал­лель­но друг другу. Также в цепи может быть боль­шее ко­ли­че­ство па­рал­лель­но со­еди­нен­ных про­вод­ни­ков.

2. Сила тока в цепи при параллельном соединении

Те­перь рас­смот­рим сле­ду­ю­щую схему (рис. 2):

Схема для ис­сле­до­ва­ния силы тока при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии про­вод­ни­ков Схема для ис­сле­до­ва­ния силы тока при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии про­вод­ни­ков (обозначения)

Рис. 2. Схема для ис­сле­до­ва­ния силы тока при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии про­вод­ни­ков

В ка­че­стве эле­мен­тов цепи мы взяли две лампы (1а, 1б). Они также имеют свое со­про­тив­ле­ние, по­это­му мы их можем рас­смат­ри­вать на­равне с ре­зи­сто­ра­ми. Эти две лампы со­еди­не­ны па­рал­лель­но, со­еди­ня­ют­ся они в точ­ках А и Б. К каж­дой лампе под­со­еди­нен свой ам­пер­метр: со­от­вет­ствен­но, А1 и А2. Также есть ам­пер­метр А3, ко­то­рый из­ме­ря­ет силу тока во всей цепи. В цепь еще вхо­дит ис­точ­ник пи­та­ния (3) и ключ (4).

За­мкнув ключ, мы будем сле­дить за по­ка­за­ни­я­ми ам­пер­мет­ров. Ам­пер­метр А1 по­ка­жет силу тока, рав­ную I1, в лампе 1а, ам­пер­метр А2 – cилу тока, рав­ную I2, в лампе 1б. Что же ка­са­ет­ся ам­пер­мет­ра А3, то он по­ка­жет силу тока, рав­ную сумме токов в каж­дой от­дель­ной взя­той цепи, со­еди­нен­ных па­рал­лель­но: I = I+ I2. То есть, если сло­жить по­ка­за­ния ам­пер­мет­ров А1 и А2, то по­лу­чим по­ка­за­ния ам­пер­мет­ра А3.

Стоит об­ра­тить вни­ма­ние, что если одна из ламп пе­ре­го­рит, то вто­рая будет про­дол­жать ра­бо­тать. При этом весь ток будет про­хо­дить через эту вто­рую лампу. Это очень удоб­но. Так, на­при­мер, элек­тро­при­бо­ры в наших домах вклю­ча­ют­ся в цепь па­рал­лель­но. И если один из них вы­хо­дит из строя, то осталь­ные оста­ют­ся в ра­бо­чем со­сто­я­нии.

3. Эквивалентное сопротивление при параллельном соединении

Схема для на­хож­де­ния эк­ви­ва­лент­но­го со­про­тив­ле­ния при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии Схема для на­хож­де­ния эк­ви­ва­лент­но­го со­про­тив­ле­ния при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии (обозначения)

Рис. 3. Схема для на­хож­де­ния эк­ви­ва­лент­но­го со­про­тив­ле­ния при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии

На схеме рис. 3 мы оста­ви­ли один ам­пер­метр (2), но до­ба­ви­ли в элек­три­че­скую цепь вольт­метр (5) для из­ме­ре­ния на­пря­же­ния. Точки А и Б яв­ля­ют­ся об­щи­ми и для пер­вой (1а), и для вто­рой лампы (1б), а зна­чит, вольт­метр из­ме­ря­ет на­пря­же­ние на каж­дой из этих ламп (U1 и U2) и во всей цепи (U). Тогда U = U= U2.

Эк­ви­ва­лент­ным со­про­тив­ле­ни­ем на­зы­ва­ет­ся со­про­тив­ле­ние, ко­то­рое может за­ме­нить все эле­мен­ты, вхо­дя­щие в дан­ную цепь. По­смот­рим, чему же оно будет равно при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии. Из за­ко­на Ома  можно по­лу­чить, что:

В дан­ной фор­му­ле R – эк­ви­ва­лент­ное со­про­тив­ле­ние, Rи R2 – со­про­тив­ле­ние каж­дой лам­поч­ки, U = U= U2 – на­пря­же­ние, ко­то­рое по­ка­зы­ва­ет вольт­метр (5). При этом мы ис­поль­зу­ем то, что сумма токов в каж­дой от­дель­ной цепи равна общей силе тока (I = I+ I2). От­сю­да можно по­лу­чить фор­му­лу для эк­ви­ва­лент­но­го со­про­тив­ле­ния:

Если в цепи будет боль­ше эле­мен­тов, со­еди­нен­ных па­рал­лель­но, то и сла­га­е­мых будет боль­ше. Тогда при­дет­ся вспом­нить, как ра­бо­тать с про­сты­ми дро­бя­ми.

Сто­ить от­ме­тить, что при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии эк­ви­ва­лент­ное со­про­тив­ле­ние будет до­ста­точ­но малым. Со­от­вет­ствен­но, сила тока будет до­ста­точ­но боль­шой. Это стоит учи­ты­вать при вклю­че­нии в ро­зет­ки боль­шо­го ко­ли­че­ства элек­три­че­ских при­бо­ров. Ведь тогда сила тока воз­рас­тет, что может при­ве­сти к пе­ре­гре­ва­нию про­во­дов и по­жа­рам.

На сле­ду­ю­щем уроке мы рас­смот­рим дру­гой тип со­еди­не­ния про­вод­ни­ков – по­сле­до­ва­тель­ное.

Пройдите тест